учебный план

Утвержден
Приказом МБДОУ №10 «Ветерок»
От__01.09.2023г №151/01-15

Учебный план
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №10 «Ветерок» города Калуги
На 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени,
отводимого на проведение занятий.
При составлении учебного плана по реализации основной общеобразовательной программы учитывались следующие нормативно-правовые
документы:
 Закон РФ «Об образовании»;
 Устав МБДОУ д/с «Ветерок»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

СанПиН 1.2.3685-21»»гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»
 Приказ Министерства образования и науки от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Коллектив дошкольного образовательного учреждения с 01.09.2023г. реализует основную образовательную программу дошкольного образования
Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в учреждении и структуру основной образовательной
программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.
Программа состоит из двух частей:
1) инвариантной (обязательной) части;
2) вариативной части.
Инвариантная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития
ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Инвариантная часть реализуется через
обязательные занятия, в этот перечень входят занятия, предусматривающие реализацию дополнительных парциальных программ.
Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику
национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть
включает в себя, в том числе, занятия по дополнительным парциальным программам и занятия кружковой деятельностью.
Время, необходимое для реализации программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах в зависимости от возраста детей,
их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой программа реализуется.
Объем базовой части программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации программы, вариативной части - не более 20%
общего объема программы.
В учебный план включены четыре направления. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области:
 познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
 художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;
 физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье»;

социально-личностное направление – «Безопасность», «Социализация», «Труд».
Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством
интеграции его в занятия и совместную деятельность воспитателей и детей.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов,
интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (предметное и социальное окружение, ознакомление с природой).
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и
средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной
речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи
и включает следующие разделы:
«Развитие речи», содержание которого направлено на:
- пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;
- развитие артикуляционного аппарата детей;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- совершенствование интонационной выразительности речи;
- формирование различных видов связной речи, совершенствование диалогической и монологической форм речи;
- коррекцию различных нарушений речи детей.
«Подготовка к обучению грамоте», содержание которого направлено на:
- развитие фонематического слуха, совершенствования владения грамматическим строем языка;
- обучение детей в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности;
- совершенствование звуко-буквенного анализа;
- формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части, составлять слова из слогов (устно).
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и
потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирования целостной картины мира,
- развития литературной речи,
- приобщения к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса
и включает раздел «Художественная литература», содержание которого направлено на:


- ознакомление детей с детскими писателями и поэтами;
- расширение знаний детей о различных произведениях художественной литературы;
- формирование представлений о различных литературных жанрах и жанрах фольклора;
- воспитание интереса к литературному творчеству, любви к книге.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и
ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических
задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы
культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности
эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений
социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через
решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих
задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Организация деятельности по образовательным областям «Социализация», «Труд», «Безопасность» предполагается по программе за рамками
непосредственно образовательной деятельности.
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии
различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи) и оказание
помощи детям этой категории в освоении программы
и включает следующие разделы:
«Формирование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи и развитие связной речи», содержание которого
направлено на:
- развитие артикуляционного аппарата детей;
- развитие устной речи, фонематического восприятия детей;
- расширение лексического запаса, формирование звуко-слоговой структуры речи;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- формирование различных видов связной речи, совершенствование диалогической и монологической форм речи;
- коррекцию различных нарушений речи детей.
Работа по данному разделу для детей с речевыми нарушениями выстраивается индивидуально.
Инвариантная часть учебного плана соответствует предельно допустимой нагрузке и требованиям государственного стандарта.
Максимально допустимый объем недельной учебной нагрузки на воспитанника ДОУ соответствует требованиям СанПиН и
составляет:
1-я младшая группа – 5 дней по 2 занятия .
2-я младшая группа - 5 дней по 2 занятия,.
Средняя группа - 5 дней по 2 занятия,
Старшая группа - 3 дня по 3 занятия. 2дня по 2 занятия
Подготовительная группа – 4 дня по 3 занятия, 1 день по 2 занятия.

В первой младшей группе проводятся 10 занятий в неделю
Во второй младшей группе проводится 10 занятий в неделю,
в средних группах - 10 занятий,
в старших – 13 занятий,
в подготовительной к школе группе – 14 занятий в неделю.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности :
Для детей с 2-3 лет не более 10 минут
для детей 3-4 лет- не более 15 минут,
для детей 4-5лет - не более 20 минут,
для детей 5-6 лет- не более 25 минут,
для детей 6-7 лет - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут
соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную
образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10
минут.
Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Один раз
в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организовывается непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на
открытом воздухе.
Утренняя гимнастика и комплекс закаливающих процедур проводится ежедневно,
Для детей 3-4 лет - 5-6 мин
Для детей 4-5 лет 6-8 мин
Для детей 5-6 лет 8-10 мин
Для детей 6-7 лет 10-12 мин
В представленном учебном плане в соответствии с режимом дня выделено специальное время для ежедневного чтения детям. Во второй младшей
группе чтение художественной литературы является непосредственно образовательной деятельностью, в остальных группах – образовательной
деятельностью в ходе режимных моментов или самостоятельной деятельностью детей. Для детей 3-4 и 4-5 лет длительность чтения с обсуждением
прочитанного составляет 10-15 минут, для детей 5-6 лет – 15-20 минут, для детей 6-7 лет – 20-25 минут.
Учебный день делится на 3 блока:
1) образовательный блок 1 половины дня включает в себя:
- совместную деятельность воспитателя и детей;

- свободную самостоятельную деятельность детей.
2) непрерывная образовательная деятельность – организованное обучение (в соответствии с сеткой занятий, утверждённой приказом
заведующей
3) образовательный блок 2 половины дня включает в себя:
- индивидуальную коррекционную работу;
- совместную деятельность воспитателя и детей по различным направлениям (в соответствии с расписанием занятий совместной деятельности
воспитателя и детей вне занятий)
- самостоятельную деятельность ребенка.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации
образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непрерывной
образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным
выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной,
познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной
литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно
в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей
образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей - 3-4 часа в день для
всех возрастных групп.
В соответствии с СанПиН в январе для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводятся занятия только
эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период учебные занятия не
проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники,
экскурсии и др.
В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы) проводится комплексная психологопедагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста.
В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание
различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать
количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.
Основной формой организации коррекционной работы в группах компенсирующего вида являются логопедические занятия, которые проводятся
в соответствии а адаптированной программы для детей с ОНР и рабочей программой учителя- логопеда на основе федеральной адоптированной
образовательной программы дошкольного образования. и ООП ДО №10 «Ветерок»

В старшей логопедической группе
в 1 периоде (сентябрь-ноябрь) - 2 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Во 2 периоде (декабрьмарт) – 3 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и
1 занятие по формированию правильного звукопроизношения.
В 3 периоде (апрель, май) – 3 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и 2 занятия по
формированию правильного звукопроизношения.
В подготовительной группе
в 1-2 периоде - 2 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию правильного
звукопроизношения и 1 занятие по обучению грамоте.
В 3 периоде - 2 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятие по формированию правильного
звукопроизношения и 2 занятия по обучению грамоте.
Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально 3-4 раза в неделю, их периодичность определяется тяжестью нарушений речевого развития детей.
Длительность индивидуального занятия составляет 15 минут, фронтального в старшей группе - 20 минут, в подготовительной группе - 30 минут.
Первые две недели сентября проводится речевое обследование детей старших и подготовительных групп, и учитель-логопед заполняет речевые карты
на каждого ребёнка.
В работе с детьми учитель-логопед руководствуется адаптированной образовательной программой по преодолению общего недоразвития речи у детей
и рабочей программой учителя-логопеда.
Музыкальная деятельность во всех возрастных группах проводится со всей группой 2 раза в неделю. В работе с детьми музыкальный руководитель
руководствуется программой музыкального воспитания М.Б.Зацепина .О.П.Радынова и должностной инструкцией музыкального руководителя

Образовательная область

2-я мл.
группа

1-ямл
группа

Сред
группа

Старшая
группа

Подготовительная
группа

Логопед
Старш

Логопед
подгот

НОД

Речевое
развитие

Развитие речи

н

г

н

г

н

г

н

г

н

г

н

г

н

г

2

72

1

36

1

36

2

72

2

72

2

72

2

72

4

144

4

144

Обучение грамоте
Чтение худ.
Лит-ры

Физическая
культура

3

108

Познавате
льное
развитие

ФЭМП

Природный мир

Предметный и
социальный мир
Безопасное
поведение
Социальнокоммуник

Социальнокоммуникативно
е развитие

Познавате
льное
развитие

Физическ
ое
развитие

Логопедическое

1

36

3

108

3

108

3

108

3

108

3

108

3

108

1

36

1

36

2

72

2

72

2

72

2

72

1

36

1

36

1

36

1

36

1

36

1

36

2

72

2

72

2

72

2

72

2

72

2

72

2

72

1

36

1

36

1

36

1

72

1

72

1

72

1

36

0,5

18

0,5 18

0,5 18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5 18

0,5 18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

13

468

13

468

17

648

17

648

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

Рисование

Лепка

Аппликация

0,5

18

Конструирование

Ручной труд
ИТОГО

10

360

10

360

10

360


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».