программа АБВГДейка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ВЕТЕРОК» ГОРОДА КАЛУГИ

Принята на заседании
педагогического совета МБДОУ № 10
«Ветерок» г. Калуги
протокол № 1
от __02.09. 2024 г.

Утверждена
Приказом МБДОУ №10 «Ветерок»
От 19.09.2024г №210/01-15

Дополнительно общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально – педагогическая направленность
«АБВГДейка»
Возраст учащихся: 5 – 7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Воспитатель:
Чернуха Любовь Владимировна

г. Калуга 2024г

2

Содержание
№п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3

Содержание
Пояснительная записка
Направленность программы
Новизна программы
Актуальность и педагогическая целесообразность
Цель и задачи программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Сроки реализации программы
Формы и режим занятий
Ожидаемые результаты реализации программы
Формы подведения итогов по реализации рабочей программы
Содержательный раздел
Учебно-тематические планы
Описание образовательной деятельности
Содержание программы по направлению «Обучение грамоте и письму
Содержание программы по направлению «Математическое развитие»
Организационный раздел
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Приложения

Стр.
3
4
5
5
5
6
8
8
9
10
11
11
16
16
18
21
21
22
23

3

Пояснительная записка
Министерством образования и науки РФ предшкольная подготовка признана одним из
приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы. Дополнительная
образовательная программа по подготовке детей к школе «АБВГДЕЙКА» имеет социальнопедагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и
творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Программа
определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста
и направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. N 1155)
 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» - СанПиН 2.4.1.3648-20;
 Сан Пин 1.2.3685-21 «гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды и обитания»
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования», зарегистрированного в Минюсте РФ
14.11.2013г., №30384.
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам».
 Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
№10 «Ветерок» г. Калуга.
Рабочая программа «АБВГДЕЙКА» для детей 5-7 лет разработана в целях конкретизации
содержания образовательного стандарта, представлена 2-мя направлениями:
- «Подготовка к обучению грамоте», составленное и разработанное на основе
программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве. Обучение
дошкольников элементам грамоты», 3-е изд.- М.: ТЦ Сфера;
- «Математическое развитие», составленное и разработанное на основе программ и
пособий: Колесниковой Е.В «Математические ступеньки». 3-е изд,- М.: ТЦ Сфера,
содержание которой соответствует области «Познавательное развитие» ФГОС ДО.
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к
развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка
в единстве сознания и деятельности. Она обеспечивает целостность педагогического
процесса на протяжении 2-х лет и соблюдает преемственность не только с последующим
обучением, но и с предыдущим.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не
дублируют основную образовательную программу детского сада и школы.

4

Направленность программы
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей
умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий
«слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях
формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности. Развивая фонематический слух
дошкольников, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы
родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка
правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется
артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым
звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и
согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова
ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими
согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при
ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному
образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши
предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс
овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память. Во время работы
необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу, вызвать
соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию
логического мышления, внимания, а так же воспитанию воли, привычки к умственному
труду.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного
интереса к математике через ознакомление детей с различными областями
математической действительности. Математика способствует развитию у детей
мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой
последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для
развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и
правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических
действиях начинается с первых занятий и проводится на основе практических действий с
различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании
следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым
числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму
двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа).
Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с
решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с
решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по
различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из
окружающей действительности. Важнейшее задание на занятиях математики имеет

5

игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал. Программа
направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
1.1
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что планирование занятий ведётся с учетом
индивидуальных особенностей воспитанников, осуществляется в малых подгруппах.
Главное отличие рабочей программы в том, что ее содержание разработано с учетом
преемственности в обучении между программами дошкольного образования и начального
звена школы. При реализации программы используются новые формы развивающего
обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и
учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному
образованию.
1.2
Актуальность программы
Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую
готовность к школе. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в
школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Занятия математикой
развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление,
воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность,
трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие
способности детей. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений
со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные
операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого
общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации
дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для
подготовки к школе.
1.3
Цель программы: формирование компетенций дошкольников, которые
необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, успешная
адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание
условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Задачи программы:
Обучающие:
- Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать
звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные);
соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех,
четырех слов;
- Сформировать выразительность речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и
ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции;
- Развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму;
- Сформировать умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
- Сформировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы;
- Сформировать мотивацию к обучению, ориентированную на удовлетворении
познавательных интересов;

6

- Развивать умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе
математических понятий
Развивающие:
-Развивать фонематический слух: развитие способности дифференцировать звуки;
развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в
слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно;
-Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;
-Развивать произвольность психических процессов;
-Развивать образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности;
-Развивать и формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения,
обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач;
Воспитательные:
-Воспитывать умения работать самостоятельно при выполнении заданий;
-Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по
отношению к окружающим;
-Развивать интерес и активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного
возраста;
- уважение к дошкольнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
1.5
Возраст детей, участвующих
образовательной программы

в

реализации

данной

дополнительной

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5
до 7 лет. Предполагаемая наполняемость групп 6-12 человек.
Характеристика особенностей развития детей. Возрастные особенности
развития детей 5-6 лет.
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и
кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.
1. Социальное развитие:
умеют общаться со сверстниками и взрослыми; • знают основные правила общения;
хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны
управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко
экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть
хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче; тонко реагируют на изменение
отношения, настроения взрослых.

7

2. Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять
задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще
нуждаются в организующей помощи; могут планировать свою деятельность, а не
действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного
последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут; способны
сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется
небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить в общем качество
своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней;
способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
3. Речевое развитие: способны правильно произносить все звуки родного языка и к
простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом;
грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать
знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать; свободно
общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют
выражать свою мысль; способны передавать интонацией различные чувства, речь богата
интонационно; способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова,
придаточные предложения.
4. Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и
группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинноследственных
связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и
явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают
любую новую информацию; имеют элементарный запас сведений и знаний об
окружающем мире, быте, жизни.
5. Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его
еще не велика (10— 15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей
ребенка.
6. Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых
объектов не велико (1 - 2); преобладает непроизвольная память, продуктивность
непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; дети способны к
произвольному запоминанию; умеют принять и самостоятельно поставить задачу и
проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного
материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные
рассуждения; способны овладеть приемами логического запоминания; не способны
быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.
7. Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действеннообразное
мышление; доступна логическая форма мышления.
8. Зрительно-пространственное восприятие: способны различать расположение фигур,
деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху —
внизу, справа — слева); способны определять и различать простые геометрические
фигуры (круг, овал, квадрат, ромб); способны различать и выделять буквы и цифры,
написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры,
достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
9. Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые геометрические
фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций,

8

соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному
ребенку, может вызвать трудности у другого.
10. Личностное развитие, самосознание, самооценка: способны осознавать свое
положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся
соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах
деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности может
существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в значительной
степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
11. Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослых,
стремление быть похожим на них; проявляют познавательные интересы; устанавливают и
сохраняют положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
12. Произвольность: способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних
побуждений и установленных правил), способны проявить настойчивость, преодолевать
трудности.
1.6 Срок реализации дополнительной образовательной программы
Продолжительность реализации программы - один год (период с октября по май месяц
включительно, 65 часов в год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Программа «АБВГДейка» реализуется в три этапа:
1 этап: диагностический.
Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения ООД ДПО на начало учебного года.
2 этап: развивающий.
Цель: проведение развивающей ООД с детьми.
3 этап: итоговый
Цель: мониторинг проведения ООД ДПО на конец учебного года.
1.7 Формы и режим занятий
Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития
ребенка, включают в себя:
- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
- введение игрового персонажа
- экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения,
- графические, фонематические, грамматические игры,
- игры на развитие внимания, памяти
- физкультминутки;
- веселые дидактические игры;
- самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки;
- занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков.
Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;

9

- обобщение по заданному признаку;
- сравнение и выделение главного;
- простые умозаключения;
- действия по предложенной схеме-алгоритму
Игровые занятия для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов;
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое
внимание);
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные,
уроки с использованием ИКТ.
1.8 Ожидаемые результаты после реализации программы
По направлению: «Обучение грамоте и письму»
К концу учебного года ребёнок должен:
-знать буквы русского алфавита;
-определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
-различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные
звуки;
-пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красный квадрат, твёрдые
согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зленый квадрат);
-уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;
-соотносить звук и букву:
-писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
-определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
-проводить звуковой анализ слов;
-читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты;
-правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
-составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.
По направлению «Математическое развитие»
К концу учебного года ребенок должен:
-понимать независимость числа от величины, пространственного расположения
предметов, направлений счета;
-использовать и писать цифры и математические знаки;
-сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
-дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
-преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;
-раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине,
высоте, толщине в пределах 10;

10

-измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной
величины;
-ориентироваться на листе бумаги в клетку;
-определять положение предмета по отношению к другому;
-решать
логические
задачи
на
сравнение,
классификацию,
установление
последовательности событий, анализ и синтез;
-понимать задание и выполнять его самостоятельно;
-проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
1.9 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Мониторинг
Методы диагностики:
-диагностика готовности к чтению и письму детей 6 - 7 лет с использованием
индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий;
-диагностика уровня развития математических способностей с использованием
диагностических игровых заданий, бесед;
-диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью
методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.
Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой) с использованием метода наблюдения;
- диагностика сформированности мотивации учения Л.А. Венгера.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
5. Чтение
По направлению «Математическое развитие»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы)
2. Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины
С целью промежуточного отслеживания результатов, дважды в год (в декабре и в апреле)
проводятся открытые занятия.

11

2. Содержательный раздел
№ п/п

Учебный план
Название курса
«От А до Я» (обучение
грамоте и развитие речи)
«Игралочка – ступенька к
школе» (ФЭМП)
Консультации для родителей

1
2
3

Всего

Кол-во
занятий
33

Ответственный
руковоитель
Чернуха Л.В.

Кулаженкова
Н.Е
- коллективные (родительское собрание –
сентябрь, апрель)
- индивидуальные
32

65

Расписание занятий
Дни недели
вторник
пятница

Кол-во
часов
0,5

1 занятие
16.00 – 16.30
16.00 – 16.30

0,5

32.5

2 занятие
16.30 – 17.00
16.30 – 17.00

2.1.Учебно - тематический план по обучению грамоте и письму
Месяц
№ занятия
Тема
октябрь

1
2
3
4

5
ноябрь

6

7

8

9

декабрь

10

Мониторинг
Мониторинг
Повторение: Звук и буква, графическое
изображение звука в слове, слова (квадрат)
Звук и буква А. Звук А: место звука в слов
(начало, середина, конец),словарные слова,
графические навыки: узоры, буква.
Звук и буква О. Звук О: место звука в слове
(нач., сер., конец),словарные слова, графические
навыки: узоры, буква.
Звук и буква У. Звук У: место звука в слове
(нач., сер., конец),словарные слова, графические
навыки: узоры, буква.
Звук и буква Ы и Э.: место звука в слове (нач.,
сер., конец) словарные слова, графические
навыки: узоры, буква. Поле №1
Звук и буква Л : место звука в слове, называние
слов с начальных слогов, чтение слогов
графические навыки: узоры, печатание буквы и
слогов.
Закрепление пройденного материала: Чтение
слогов, фонетический разбор слов, написание
слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами,
чтение слов.
Звук и буква М: место звука в слове, слогслияние согласной и гласной букв, чтение слогов,

Всего
занятий
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

12

11

12

13
январь

14

15

16

17

февраль

18

19

20

21

март

22

23

слов (мама, мыло, лама), графические навыки,
анаграммы.
Звук и буква Р: место звука в слове, чтение
слогов, ударение, называние слов с начальных
слогов, чтение слов, печатание слов,
предложения, деление слов на слоги. Поле №2.
Звук и буква Н: место звука в слове,
графические навыки: чтение и печатание слогов,
слов,предложения; деление слов на слоги
Буква Я: место буквы в слове, слоговое чтение
(таблица слогов), чтение текста, слова.
Анаграммы.
Буква Ю: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слоги, слова
(юмор, юла, Юля), предложение (У Юры юла).
Чтение слогов, предложения.
Буква Ю: место буквы в слове, слоговое чтение
(таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №3.
Звуко- буквенный анализ слов.
Буква Е: место буквы в слове, слоговое чтение
(таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №3.
Звуко - буквенный анализ слов.
Буква Ё: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слоги, слова
(мое, мел, Алена), предложение (Леня мел).
Чтение слогов, предложения.
Буква И: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слоги, слова
(имена, малина Ира), предложение (У Иры
лимон). Чтение слогов, предложения.
Звуки «Г», «Гь», буква «Г, К»: место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова (игла, луг, Егор),
предложение (Галя и Гена на лугу). Чтение
слогов, предложения.
Звуки «Д», «Дь», буква «Д»: место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова (крокодил, один,
Дима).), предложение (Дина уронила дудку).
Чтение слогов, предложения.
Звуки «Т», «Ть», буква «Т»: место буквы в
слове, словарные слова,графические навыки:
узор, буква, слоги, слова ( лето, тигр, Таня).
предложение (Тоня ела мандарины). Чтение
слогов, предложения.
Звуки «В», «Вь», буквы «В, Ф»: место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова ( ворона, ров, Ваня).
Чтение слогов, предложения.
Звуки «З», «Зь», буква «З, С»: место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13

24

25

апрель

26

27

28

29

май

30

31

32
33

узор, буква, слоги, слова (зима, роза, Зина).
предложение (Зоя вяла корзину). Чтение слогов,
предложения.
Звуки «Б», «Бь», буква «Б, П»: место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова (бусы, кабан, Боря).
предложение (Боря кормит белку). Чтение слогов,
предложения.
Звуки «Х», «Хь», буква «Х»: место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова (сухари, хлеб, хохолок).
Чтение слогов, предложения.
Звуки «Ж-Ш», буквы «Ж-Ш»: место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова (ложка, жара, школа,
машина), предложение (Сашу ужалила оса).
Чтение слогов, предложения.
Звуки «Ч-Щ», буквы «Ч-Щ»: место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова (часы, дочка, щука,
чаща), предложение (Щенок утащил косточку).
Чтение слогов, предложения
Буква Й: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слоги, слова
(майка, йод, попугай), предложение (Зайка стал
зазнайка). Чтение слогов, предложения
Буква Ц: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слоги, слова
(цапля, солнце, певец), предложение (Все птицы
важны). Чтение слогов, предложения.
Буква Ь: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слова (соль,
печенье, ель), предложение (Льет сильный
дождь). Чтение слов, предложения.
Буква Ъ: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слова (подъезд,
съел, объявление), предложение (Дети съехали с
горы). Чтение слов, предложения.
Проверочная работа
Мониторинг
Мониторинг

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

Учебно-тематический план по математическому развитию
Месяц
октябрь

№№
занятия
1
2

Тема занятий
Выявление математических представлений.
Числа и цифры, знаки, квадрат, прямоугольник
Число и цифра 1 . Величина. Логическая задача на

Всего
занятий
1
1

14

установление закономерности. Знакомство с
названием месяца осени – октябрь

ноябрь

декабрь

3

Число и цифра 2. Знакомство со знаками +, =.
Соответствие формы предмета с геометрической
фигурой. Ориентировка на листе.

1

4

«Числа 1. 2. 3.Соотнесение количества предметов с
цифрой. Логическая задача на установление
закономерностей. Квадрат, выкладывание
квадрата из палочек. Ориентировка в тетради в
клетку

1

5

Числа 1, 2,3, 4. Соотнесение количества
предметов с цифрой. Величина. Ориентировка в
тетради в клетку.

1

6

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение
количества предметов с цифрой. Знаки +, =.
Независимость числа от величины предметов
Сложение числа 5 из двух меньших. Логическая
задача на установление несоответствия.
Знакомство с названием месяца – ноябрь

1

7

Число и цифра 6. Соотнесение количества
предметов с цифрой. Знаки +, =. Сложение числа 6
из двух меньших. Логическая задача на
установление закономерностей. Величинные
понятия

1

8

Числа и цифры 4,5,6.Знаки <,>, =. Независимость
числа от расположения предметов. Квадрат и
треугольник.

1

9

Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия
между числом и цифрой и количеством предметов.
Загадки. Логическая задача на установление
закономерностей.

1

10

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0. Знакомство со
знаком - Логическая задача на установление
закономерностей. Геометрические фигуры.
Знакомство с названием месяца – декабрь

1

11

Числа и цифры 0, 4, 5, 6. Решение задачи.
Установление равенства между двумя группами
предметов. Соотнесение количества предметов с
цифрой. Знаки -,< ,>.
Пространственные понятия. Нахождение различий.

1

12

Число и цифра 7. Знаки =, + Математическая
загадка Порядковый счет. Выкладывание

1

15

прямоугольника из счетных палочек. Работа в
тетрадях в клетку. Деление квадрата на 2 и 4
части.

январь

февраль

март

13

Числа и цифры 1, 2, 3 4, 5 6 7. Сложение числа 7
из двух меньших чисел. Дни недели.

1

14

Числа и цифры1 – 8 Знаки +, - . Знакомство с
названием месяца – январь. Логическая задача на
установление закономерностей.

1

15

Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух
меньших чисел. Деление предмета на 4 части.

1

16

Решение примеров. Ориентировка в
пространстве. Овал. Логическая задача на
установление закономерностей

1

17

Знаки,<,>. Логическая задача на анализ и синтез.
Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.
Порядковый счет.

1

18

Числа и цифры 1-9. Высокий – низкий Дни недели.
Знакомство с названием месяца – февраль.
Логическая задача на установление
закономерностей

1

19

Порядковый счет. Сравнение смежных чисел.
Квадрат. Логические задачи.

1

20

Число и цифра 10. Выкладывание трапеции из
счетных палочек. Работа в тетради в клетку.
Нахождение различий в 2-х рисунках.

1

21

Числа от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух
меньших чисел. Логическая задача на установление
закономерностей. Круг. Квадрат, Трапеция,
Треугольник. Знакомство с месяцем – март

1

22

Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки
+ и - Работа в тетради в клетку.

1

23

Решение задачи на сложение и вычитание.
Порядковый счет. Логическая задача на анализ и
синтез. Работа со счетными палочками.

1

24

Решение примеров на сложение и вычитание.
Составление числа из двух меньших. Ориентировка
в пространстве. Работа в тетрадях в клетку. Круг.
Прямоугольник.

1

16

апрель

май

25

Установление соответствия между цифрой и
количеством предметов. Знаки <,>. Дни недели.
Логическая задача на установление
закономерностей. Круг. Треугольник.
Прямоугольник. Трапеция.

1

26

Решение задач на сложение и вычитание.
Знакомство с названием месяца апрель. Логическая
задача.

1

27

Решение задач на сложение и вычитание.
Установление соответствия между числом и
цифрой. Части суток. Работа в тетради в клетку.
Треугольники

1

28

Решение задачи. Отгадывание загадок.
Порядковый счет. Дни недели. Времена года.

1

29

Решение математической загадки. Сложение
числа 10 из двух меньших чисел. Ориентировка на
листе. Знакомство с названием месяца – май.

1

30

Решение задач. Логическая задача на
установление закономерностей. Круг. Квадрат.
Прямоугольник. Треугольник.

1

31

Мониторинг Порядковый счет. Решение
математической загадки. Ориентировка в
пространстве. Работа в тетради в клетку.

1

32

Мониторинг Порядковый счет. Сложение числа 10
из двух меньших чисел. Логическая задача на анализ
и синтез предмета сложной формы. Треугольник.
Круг. Трапеция. Символические изображения
предметов из счетных палочек.

1

2.3 Содержание рабочей программы по направлению «Обучение грамоте и письму»
В рамках реализации первого направления программы «Подготовка к обучению
грамоте» используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод
практических заданий, проблемно-поисковый.
Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо
познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую
форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в
другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие
стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой

17

целью дети знакомятся с простейшим моделированием - слово можно обозначить в виде
прямоугольника.
Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым
группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова,
уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется
ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим
изображением звуков: красный квадрат - гласный, синий - твердый согласный, зеленый мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней,
затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква
представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук
(буква) находятся не только в начале слова, но и в середине и в конце. Это необходимо
для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут
встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе - научить детей
не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем).
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У,
Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на
следующем этапе - ознакомления с сонорными согласными - позволяет детям читать
слоги, слова, предложения из пройденных букв.
Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков красный квадрат.
На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено
множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к
занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р),
которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от
парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении
согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук,
который они обозначают в слове (лампа - не Ль, а Л, лев -Л ь), что будет способствовать
хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без
ошибок. По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными
звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных - синий
квадрат.
На последующей занятиях, дети уже начинают читать слова из знакомых букв
(мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным.
Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в
единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть по
слоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами. Также дети знакомятся
со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога,
ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.
Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю - йотированные гласные)
вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое
говорит о том, что эти буквы обозначают два звука - ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям
(Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость

18

согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О,
У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.
На последующем занятии дети уже читают предложение из трех слов и тут же
знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются
прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что
символизирует начало предложения.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им
хорошо усвоить понятие парности по звонкости - глухости. После этого дети
познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной
смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.
На заключительных занятиях закрепляются полученные знания. Для лучшего
запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать
букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур
буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке;
выучить стихотворение про букву.
В программе используются игры и упражнения для совершенствования
фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись
местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква,
отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание
стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в
картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие
внимания, памяти, мышления.
Разнообразный по формам материал физкультминуток продолжает словарную и
звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и
учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой
цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей
выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются
в произношении изучаемого звука).
2.4 Содержание программы по направлению «Математическое развитие»
• количество и счет;
• величина;
• геометрические фигуры;
• ориентировка во времени;
• ориентировка во времени и в пространстве;
• логические задачи;
Вместе с этим содержание расширено и усложнено:
• ознакомление с цифрами и способами их написания;
• знакомством тетрадью в клетку
Количество и счет
Цель раздела: развитие самостоятельности, активности, ознакомление со счетом в
пределах 20, упражнении в составлении и решение простых задач на сложение и

19

вычитание, закреплении понимания отношений между числами натурального ряда,
развитие психических процессов: внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
-«Назови следующее, предыдущее число»
-«Назови соседей числа»
-«Назови меньше на 1, больше на 1»
-«Вверх вниз по числовой лестнице»
-«Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета,
закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют
устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические
формы мышления.
Геометрические фигуры
Цель раздела: закрепление представления о многоугольниках и их свойствах, развитие
умения классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам,
зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
-«Назови предметы заданной формы»,
-«Что общего и чем различаются фигуры»,
-«Найди предмет такой же формы»,
-«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
-«Найди лишнюю фигуру»,
-«Конструктор»,
-«Почини одеяло»,
-«Танграм»,
-«Пифагор».
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о
геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по
отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое
мышление.
Определение величины
Цель раздела: развитие умения сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и
твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры-эксперименты:
-«В каком сосуде больше воды?»
-«Что легче, что тяжелее?»
-«Что тонет, что плавает?»
-«Подбери шарфик для кукол»
-«Короче-длиннее»
-«Подбери мебель для трех медведей»
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу,
объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты,

20

делать выводы и умозаключения. Данные игры развивают память, внимание, глазомер
совершенствуют мыслительную активность.
Ориентировка во времени
Цель раздела: В этом разделе у дошкольников развивается чувство времени, учатся
определять время по часам, знакомятся с разными видами часов: водными, песочными,
механическими, закрепляем представления о последовательности дней недели, месяцев
года.
В работе использую следующие дидактические игры:
-«Вчера, сегодня, завтра»
-«Дни недели»
-«Мой режим дня по часам»
-«Определи время по часам»
-«Когда это бывает?»
-«Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени:
(последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую
представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время
по часам. Особым блоком выделяю логические задачи.
Логические задачи
Цель раздела: развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера,
различные ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг»,
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности
детей. Строятся на основе индивидуального, «Колумбово яйцо», «Танграмм»,
«Монгольская игра», головоломки, «Кубик - рубик», «Пифагор», «Лабиринт»,
кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность,
произвольное внимание и логическое мышление.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной
игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему
запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные
задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления,
мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск
способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки
математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии
самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения
умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания
уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети
должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться
объяснить понятое.

21

Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные
особенности детей. Строятся на основе индивидуального, дифференцированного подхода
к детям.
3. Организационный раздел
3.1 Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки
с буквами, с цифрами);
 фланелеграф;
 индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;
 картинки с цветным изображением звуков (красный - гласный, синий - согласный,
зеленый - согласный мягкий);
 предметные картинки для составления предложений и задач;
 сюжетные картинки для составления рассказов;
 тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи букв, цифр).
1. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» Колесникова Е. В.:
2. Сценарий учебно-игровых занятий к рабочим тетрадям для детей 6- 7 лет
3. Рабочие тетради для детей «ОТ А ДО Я».
4. Дидактический комплект «От звука к букве»;
5. Рабочая тетрадь «Читаю и пишу»
Дополнительный материал:
«Буквы и слоги», «Слова и предложения» - тетрадь дошкольников по обучению грамоте
С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина;
«Изучаем грамоту» тетрадь с заданиями для развития детей часть 1,2 С.В. Бурдина;
«Чему учит клеточка» тетрадь с заданиями Т.С. Голубина;
«Читаем сами» В.Г. Горецкий, Л.Ф. Шанько;
«Тренажер по чтению» С.Е. Гаврина;
«Игры и упражнения для подготовки детей к школе» С.П. Жукова

22

3.2 Список литературы
Методическая литература для реализации программы.
1. Е.В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам
грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального
образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА,
Москва 2017 г.;
2. Е.В. Колесникова, Л.В. Игнатьева. «Азбука. Мой первый учебник» Издательство
ЮВЕНТА. Москва 2010 г.;
3. Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой
первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.;
4. Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА
Москва 2010г;
5. Основной комплект Е.В. Колесниковой
—
Демонстрационный материал: Математика для детей (5-6, 6-7) М.: ТЦ Сфера, 2015.
—
Математика для детей (5-6, 6-7): Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
—
Рабочая тетрадь для детей (5-6, 6-7) М.: ТЦ Сфера, 2015.
Математика для детей (5-6, 6-7): Методическое пособие к рабочей тетради. — М.:
ТЦ Сфера, 2015 г.
6. Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет»;
7. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз - ступенька, два - ступенька»;
8. Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников»
9. Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»;
10. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове»;
Литература для детей
Серия книг «Школа для дошколят»
1. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем мышление»
«РОСМЭН» 2006;
2. «Учимся решать задачи» «РОСМЭН» 2006;
3. «Учимся считать» «РОСМЭН» 2006;
4. «Готовим руку к письму» «РОСМЭН» 2006;
5. «Развиваем внимание» «РОСМЭН» 2006;
6. «Развиваем память» «РОСМЭН» 2006;
7. «Учимся читать» «РОСМЭН» 2006;
8. «Учимся писать» «РОСМЭН» 2006 3.3 Приложения.

23

Приложение №1

Справочный материал
В русском алфавите 33 буквы.
Гласных букв - 10.
Согласных букв - 21.
Гласных звуков - 6.
Согласных звуков - 36.
Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают.
Гласные звуки и буквы
При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.
1. Гласные образуют слог.
2. Гласные А, О, У, Э, Ы обозначают твердость согласных звуков.
3. Гласные Я, Е, Ё, Ю, И обозначают мягкость согласных звуков.
4. Гласные Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной,
после разделительных Ь, Ъ. Согласные звуки и буквы.
При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в
виде языка, зубов, губ и преодолевает их.
1. Согласные без гласных не образуют слога.
2. Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
3. Непарные звонкие, сонорные Л, М, Н, Р, Й (всегда мягкий).
4. Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш (всегда твердые).
5. Непарные глухие согласные Х, Ц (всегда твердая); Ч, Щ (всегда мягкие).
6. Ь, Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным, они звуки не обозначают.
Схема фонетического разбора слова Слоги, ударные.
1. Гласные звуки (ударные, безударные).
2. Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие).
3. Количество звуков и букв

24

Приложение 2
Оценочные материалы
Механизм
отслеживания
результативности,
качества
дополнительной
общеразвивающей программы
Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на развитие
учащихся используются различные
виды контроля. Контроль несёт проверочную,
обучающую, воспитательную, организующую и коррекционную функции и делится на:
 Входной контроль проходит в начале октября
 Промежуточный контроль проходит по окончании 1 полугодия
 Итоговый мониторинг проходит в мае
 По итогам прохождения отдельных разделов и тем проводится текущий
контроль знаний.
Примерные задания по каждому параметру.
Словарь
1 Дидактическая игра «Опиши предмет»
Материал: различные предметные картинки.
2 Дидактическая упражнение «Сервируем стол».
Материал: чайный сервиз. (Для кукол), предметные картинки с изображением
продуктов питания (муляжи).
3 Беседа по вопросам «Расскажи о ручке»
4 Дидактическая игра «Подбери слово»
1 Задание
Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро,
цветы.
Просит ответить на вопросы:
- Что это? (Шар.)
- Какой он? (Красный, большой, воздушный.)
Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)
2 Задание
К кукле Маше пришли гости. Что нужно поставить на стол? Назови одним словом
чашку, кружку, блюдце.
Назови известные предметы посуды.
3 Задание
У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь? Как ты понимаешь значение
слова «ручка»?
4 Задание
А) Одна тарелка глубокая, а другая - …(мелкая); один стакан высокий, а другой … (низкий).
Б) Бежит ручеек, бежит собака, бежит вода из крана. Об одном и том же я сказала
по-разному. Как сказать по-другому? Бежит
Грамматика
1 Дидактическое упражнение «Один -много»

25

Материал: предметные картинки.
2 Дидактическая игра «Зайкина гимнастика»
Материал: плюшевый заяц.
3 . Дидактическая игра «Прятки»
Материал: набор мелких игрушек (комар, муха, шмель, пчела, оса) или предметные картинки
с их изображением.
1 Задания
Воспитатель показывает предметную картинку – кошка. Кто это? Как называют детеныша
кошки? (котенок) Один – котенок, а если их много - … (котята).
2 Задание
Учить образовывать формы повелительного наклонения глаголов (беги, скачи, стой,
наклонись)
Сегодня заяц будет делать гимнастику. Мы даем команды, а заяц их выполняет.
Но говорить надо правильно. Если ошибаешься, заяц не выполнит команду. После зарядки
заяц прощается с детьми.
3 Задание
Активизировать употребление в речи предлогов и наречий с пространственным значением (в,
на, за, около, между).
К нам в группу прилетели гости. Посмотрите по сторонам, попробуем найти их.
Где спряталась муха? (на подоконнике) А где комар? (за цветком) А где пчела? (в тумбочке)
Связная речь
1 Дидактическое упражнение «Составь предложение»
2 Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».
Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.
3 Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картинок.
Материал: серия сюжетных картинок, игрушки щенок и собака.
1 Задание
А) Надевать, пальто, девочка.
Б) Бабушка, книжка, читать, внук.
2 Задание
Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет
его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать
любую из игрушек по такому же плану.
3 Задание
Дети сравнивают щенка и взрослую собаку и щенка, выделяя одинаковые и
отличительные признаки.
Составь по каждой картинке одно предложение. Вспомни, о чем ты рассказывал.
Фонетика
1 Дидактическое упражнение «Назови картинку»
Материал: предметные картинки.
2 Задание «Найди звук»

26

3 Звуковой анализ слова
Материал: звуковая модель слова, фишки.
1 Задание
Посмотри на картинку. Что изображено? (воспитатель отмечает звуки, которые ребенок не
произносит)
2 Задание
Воспитатель произносит слово и просит определить местоположение звука в слове (начало,
середина, конец).
3 Задание:
Посчитай количество слогов.
Выполни звуковой анализ слова.
Материал: касса букв.
Учитель составляет слоги, простые зеркальные слова (3-5). Ребенок должен прочитать.
Мелкая моторика
1 Дидактическое упражнение «Штриховка, обведение по контуру»
2 Печатание букв, слогов, слов.
1 Задание
Воспитатель раздает карточки с заданием.
Обведи по контуру и заштрихуй по образцу.
2 Задание
- Письмо букв под диктовку.
- Копирование слогов и слов.

27

Приложение 3

Педагогическая диагностика (мониторинг)
Виды и формы контроля
Педагогическая
диагностика
(мониторинг)
математических
индивидуальном развитии ребенка (2 раза в год: октябрь и май).
Основные направления работы:
1.
2.
3.
4.

способностей

в

Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
Экспериментирование.

Критерии:
Высокий (3 балла) - Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на
единицу, сравнивает группы предметов. Имеет представления о порядковом и
количественном назначении числа. Устанавливает связи между числом, цифрой,
количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение.
Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Оперирует свойствами предметов
(длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина).
Самостоятельно осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживает
логические связи и отражает их в речи.
Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.
Зрительно воспринимает и понимает предлагаемую последовательность действий и
результат, а также самостоятельно осуществляет действия в соответствии с воспринятой
последовательностью, объясняет её и последовательность выполнения.
Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование,
комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.
Средний (2 балла) - Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе
счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и
обратном порядке, соотносит количество предметов с цифрой, решает задачи, но
допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.
Осуществляет классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак
(основание), по которому можно классифицировать, но затрудняется в высказываниях,
пояснениях; прибегает к помощи взрослого для выражения в речи логических связей.
Имеет представления о временных и пространственных отношениях.
Затрудняется в понимании и объяснении последовательности действий.
Не проявляет инициативы и творчества, интереса к решению задач на логику,
комбинаторику, преобразование.
Низкий (1 балл) - Ребёнок выделяет количественные отношения на основе сравнения
предметов, чисел.
Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам, определяет форму
предметов, ориентируясь на эталон. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в
речевых формулировках, касающихся определения свойств.
Путается в определении временных и пространственных отношений.
Выполняет действия в заданной последовательности.
Самостоятельности и творчества не проявляет, к задачам на логику, комбинаторику,
преобразование интереса не проявляет.
1.Память.
Методика обследования.
1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

28

2. Д/упр. «Зрительный диктант». Ребенок запоминает расположение фигур, затем по
памяти рисует у себя на листе. (Можно проводить с группой) (Кратковременная память)
3. Вспомнить стихи про цифры, рассказать. ( Долговременная память)
Материал для обследования: панно с фигурами; чистые листы; простые карандаши.
2.Количество и счет.
Методика обследования.
1. Счет до 10 (прямой), Обратный счет от 10 до 1.
2. Сравнение двух групп предметов, разной величины расположенных в ряд, по кругу; в
ответах использовать слова больше, меньше, поровну. Уметь отсчитывать количество на
одну единицу больше, меньше.
3. Д/ упр. «Назови пропущенное число». В некотором промежутке чисел, который я
называю, пропускается число, которое ребенок должен назвать.
Материал для обследования: дидактический материал в картинках.
3.Порядковый счет.
Методика обследования.
1. Упражнения на порядковый счет в пределах 20, счет с разным основанием.
2. Д/упр. «Кто первый? Кто пятый? На каком месте стоит Буратино?»
3. Д/упр. «Какое число стоит на третьем… месте в числовом ряду?..
Материал для обследования: карточка к заданию «Буратино».
4.Величина.
Методика обследования.
1.Выявить умение сравнивать предметы по длине. Пять полосок разной длины (разница
между полосками - 0,5 см) лежат произвольно. Ответить на вопрос: одинаковы ли полоски
по длине? Разложить полоски от самой короткой до самой длинной. Назвать, какие
полоски по длине.
2.Выявить умение сравнивать полоски по ширине. Разложить полоски от самой широкой
до самой узкой.
3.Выявить умение сравнивать предметы по высоте. Расставить домики по высоте.
Материал для обследования: 5 полосок разной длины; 5 полосок разной ширины; 5
домиков разной высоты.
5.Геометрические фигуры.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Какие ты знаешь геометрические фигуры?» Ответить на вопросы: Сколько
треугольников? Сколько квадратов? Все ли круги одинаковы? Назови зеленые фигуры и т.
д.
2. Назови признаки сходства и различия квадрата и прямоугольника; круга и овала.
3. Работа со счетными палочками: выложи треугольник, выложи большой треугольник –
ответь на вопрос, где понадобилось больше палочек; можно ли из палочек построить круг,
овал.
Материал для обследования: набор геометрических фигур разного цвета; счетные
палочки.
6.Формы.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Найди крышку для каждой коробки». Почему ты так думаешь?
2. Д/упр. «Покажи предметы, которые имеют форму цилиндра»
3. Д/упр. «Покажи предметы, которые имеют форму конуса»
Материал для обследования: карточки к заданиям.

29

7.Ориентировка во времени.
Методика обследования.
1. Беседа «Какое время года сейчас?» Какой по счету идет месяц? Сколько всего месяцев в
каждом времени года? Назови все месяцы по порядку.
2. Д/упр. «Что сначала, что потом?» Умение называть части суток, разложить картинки в
нужной очередности.
3. Д/упр. «Неделька». Умение последовательно называть дни недели, соответствие данной
цифры и дня недели.
Материал для обследования: карточки по частям суток; набор цифр от 0 до 9.
8.Ориентировка в пространстве.
Методика обследования.
1. Умение выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева,
посередине). Д/упр. «Что находится справа (слева) от тебя?»
2. Выполни задание: пройди 3 шага вперед, 3 шага налево, 3 шага назад, 3 шага направо.
Что ты нашел?
3. Д/упр. «Кто идет справа, а кто идет слева от Буратино? Кто стоит справа от Крокодила
Гены, а кто – слева?»
Материал для обследования: карточки к заданию.
9.Знание цифрового материала.
Методика обследования.
1. Разложить числовой ряд от 1 до 10, показать числа, например: 9, 7. Какими цифрами
записаны числа 10, 8.
2. Уметь соотносить количество предметов с числом.
3. Игра «Веселый счет»
Материал для обследования: карточки с числами, карточки с предметами, «Веселый
счет».
10.Ориентировка на листе бумаги.
Методика проведения.
1. Д/упр. «Геометрический диктант». Под диктовку дети рисуют нужную геометрическую
фигуру или записывают цифру на листе бумаги в середине, слева, справа, в верхнем
левом, в верхнем правом, в нижнем левом, в нижнем правом углах, вверху, внизу. (Можно
с группой).
Материал для обследования: чистые листы бумаги, простые карандаши.
11.Логическое мышление.
Методика для обследования.
1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.
2. Уметь находить закономерности, логически мыслить, рассуждать. Д/упр. «Кто
лишний?». Развивающая игра «Лабиринт». «Найди 5, 8 или … различий».
3. Выявление способности к творческому воображению, фантазированию. Игра
«Волшебный квадрат». Ребенку предлагается придумать и сложить несколько фигурок и
назвать их.
Материал для обследования: карточки к д/упр «Кто лишний?», лабиринты, игра
«Волшебный квадрат», карточки к игре «8 отличий».

30

Приложение 4
Диагностическая карта
Название кружка «АБВГДейка - 2»
Направленность – познавательная
Руководитель Кулаженкова Н.Е
Учебный год – 2022-2023год

ФИ
ребён
ка

май

ок

ок

май

май

Решение логических
задач

ок

Установление
соответствия
между элементами
двух множеств

Соотнесение
цифр и чисел
май

Составление фигур
из частей

ок

Ориентировка в
пространстве

Параметры диагностики

Устный счет в
пределах 10

№
п/
п

ок

ок

май

ма
й

Итого
баллов

уровень

ок

ок

май

1
2
Примерные задания по каждому параметру
Счёт до 10
Дидактическая игра «Вкусные конфеты».
Дидактическое упражнение «Веселые игрушки».
Материал: 10 разных мелких игрушек
Задания:
1 Посчитай в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
2 Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.
- Посчитай все игрушки.
- Сколько всего игрушек?
Который по счету мишка?
- А мячик? И т. п.
Работа с множествами
1 Дидактическое упражнение: «Посчитай»
Материал: карточка с изображением предметов.
2 Дидактическая игра «В огороде»
Материал: карточки с изображением овощей
1.Задание: сосчитай, сколько на картинке предметов.
2.Задание: посчитай и сравни предметы по количеству; расставь знаки «<», «=», «>».
3 Задание: объясни где «больше (меньше)» и «на сколько больше (меньше)».

май

31

Представление о числах и цифрах
1 Дидактическое упражнение «Засели жильцов в домик»
Материал: наглядное пособие «Домик с окошками», карточки с числами от 1
до 9, счетные палочки.
2 Тест «Цифра и число»
3 Дидактическое упражнение.
«Математический диктант»
4 Дидактическое упражнение «Кто и где живет?»
1.Задание: засели домики числами.
2 Задание: Зачеркни столько предметов, сколько указано цифрой.
3 Задание: запиши цифры под диктовку (5, 2, 3, 1, 6, 8, 10, 4, 9).
4 Задание: Назови соседей числа 3
Назови число, которое идет за числом 6
Назови предыдущее число 2
Назови соседей числа 8
Назови последующее число 4
Устный счет в пределах 10
Дидактическое упражнение «Что будет, если...»
Задание: подумай и дай правильный ответ:
- Что будет, если к 7 прибавить 1? (Получится число 8.)
- К 9 прибавить 1?
- Как получить число 8, если есть число 9? (Убрать одну единицу.)
- Что будет если сложить три единицы? (Получится число 3.)
-А если сложить 5 единиц? (Число 5.)
Работа с геометрическим материалом
1 Дидактическое упражнение «Найди геометрическую фигуру»
Материал: карточка с изображением геометрических фигур
2 Дидактическая игра
«День рождения Винни -Пуха».
Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на 2 части, а 1 круг и 1
квадрат разделены на четыре части поровну
3 Дидактическое упражнение «Дорожки».
Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см – условная мерка
4 Дидактическое упражнение «Продолжи ряд».
Материал: карточка с изображением геометрических фигур, причем у последующих
измены два признака.
Вопросы:
- Что ты видишь на карточке?
- Кике геометрические фигуры ты видишь?
Задание: заштрихуй все круги желтым цветом, все квадраты – синим цветом,
треугольники – зеленым, овалы – красным и прямоугольник – черным.

32

2 Задание:
Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну.
Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на 2 (4) равные части. Подумай и
ответь: Часть круга, и квадрата больше или меньше целого?
3 Задание: рассмотри дорожки.
- Как ты думаешь, какая из этих дорожек самая длинная, а какая самая короткая?
Как это проверить?
4 Задание: нарисуй фигуры, изменяя два признака.
Умение ориентироваться на листе бумаги
Игра «Волшебная карандаш».
Материалы: лист бумаги с изображением разных картинок.
Задание: раскрась картинку в левом верхнем углу – в желтый цвет, в левом нижнем – в
зеленый цвет, в правом верхнем – в красный цвет, в правом нижнем - в синий цвет, в
середине листа – в коричневый цвет.
Решение задач
1 Дидактическое упражнение
Материал: цифры от 0 до10, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки
2 Дидактическое задание «Заполни пустые клеточки»
Материал: таблица с изображением геометрических фигур.
Задание: раскрась картинку в левом верхнем углу – в желтый цвет, в левом нижнем – в
зеленый цвет, в правом верхнем – в красный цвет, в правом нижнем - в синий цвет, в
середине листа – в коричневый цвет.
3 Игра «Танграм»
Материал: геометрические фигуры, образцы.
1 Задание:
1 Рассмотри картинки, реши задачи и запиши их решения и составь задачу. С помощью
цифр и знаков покажи решение задачи.
2 Вопросы:
- Посмотри внимательно на табличку. Здесь много клеток.
- Что в них нарисовано?
- Сколько разных геометрических фигур каждом ряду?
- Назови эти фигуры. Сколько в табличке вопросительных знаков?
Задание: впиши вместо вопросительных знаков недостающие фигуры.
3 Вопросы:
- Из каких геометрических фигур построены образцы?
Задание: из деталей игры построй по образцу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».