Программа Детство с родным городом)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №10
«Ветерок» города Калуги

ПРОГРАММА
по краеведению
«ДЕТСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ»

Автор:
воспитатель высшей кв. категории
Громыко И.А.

КАЛУГА 2023

Содержание
Раздел I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи реализации программы
3. Принципы и подходы к формированию Программы.
4. Планируемые результаты освоения Программы.

Раздел II. Содержательный раздел
1. Образовательное содержание курса Программы «Детство с родным городом»
2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
3. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.

Раздел III Организационный раздел
1. Психолого-педагогические условия реализации программы
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3. Используемая литература
4. Приложения
Приложение 1. Дидактические игры по ознакомлению с родным городом

1

Раздел I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Программа «Детство с родным городом» является программой краеведческой
направленности, ориентирована на детей дошкольного возраста 3 – 7 лет и раскрывает
содержание и организацию образовательного процесса с детьми в области формирования основ
гражданственности и патриотизма. Воспитать гражданина и патриота – важная педагогическая
задача, которая стоит перед современным воспитателем. Зарождаясь из любви к малой родине,
патриотические чувства перерастают в любовь к Отечеству.
Представленная Программа приобщения дошкольников к природе, истории, культуре и
традициям Калужского края является моделью реализации части ООП ДО, формируемой
участниками образовательных отношений.
Программа «Детство с родным городом» разработана в соответствии с ФГОС ДО (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года № 30384) и ФОП ДО, (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 №71847))
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы: обусловлена следующими нормативными документами:
1. Закон «Об образовании РФ»
2. Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации на 2011 - 2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.10.2010г. №795
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
4. Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г
№ 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 "О
национальной доктрине образования в Российской Федерации".
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".

2

Приоритетной задачей ФОП ДО является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, формирование у детей чувства
причастности к историко-культурной общности российского народа, формирование внутренней
позиции личности детей по отношению к окружающей социальной действительности
[Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва
"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"]. Поэтому
обращение к проблеме духовно-нравственного воспитания обусловлено, прежде всего,
запросами нынешних реалий, когда в обществе
наблюдается рост национального
самосознания, интерес к развитию национальной культуры, языка, возрождение народных
традиций. В связи с этим задача воспитания духовно - нравственной личности становится
первоначальной. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, посёлку, где он родился,
чувство восхищения родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в
процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства
патриотизма, любви к своей родине

2. Цели и задачи программы
Цель Программы: Формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного
отношения к социальной среде родного города и месте человека в ней, к природе родного края,
воспитание гражданственности и патриотизма
Задачи Программы:
Образовательные:
 расширять представления дошкольников о родном городе, его истории, расположении
улиц и их названиях, достопримечательностях, людях-тружениках, путем знакомства с
культурно-историческим наследием Калужского края;
 познакомить с природно-климатическими особенностями родного края;
 знакомить детей с культурой, традициями, обычаями родного города;
Развивающие:
 развивать познавательную активность дошкольников;
 развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять
и приумножать богатства города, края;
Воспитательные:
 воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь и уважение к своей семье,
малой родине;
 воспитывать уважение к труду калужан, создающих красивый город;
 воспитывать бережное и созидательное отношение к природе родного края.

3.

•

Принципы и подходы к формированию Программы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным
городом учитываются следующие принципы:
Принцип тематизма.

3

Реализуется путем включения различного содержания образовательного процесса, который
целостно отражает особенности Калужского края, показа связи разных эпох, самобытности и
своеобразия города.
• Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых объектов и сводится к
двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни).
• Принцип дифференциации.
Создавать оптимальные условия для самореализации каждого ребенка в процессе освоения
знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта,
особенностей познавательной и эмоциональной сферы.
• Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой, школой искусств, музеями, и пр.
Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов
деятельности.
• Принцип постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого (дом,
семья, детский сад), к менее близкому – культурно историческим фактам.
• Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного
края: дети сами выбирают деятельность в которой они хотели бы
участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и
услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, благоустройство
и охрана окружающей природы).

4.

Планируемые результаты освоения Программы.

Оценка индивидуального развития детей по формированию навыков краеведческой культуры
осуществляться через:
• анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты,
образовательные события, участие в социально-значимых событиях города, сюжетноролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры) и фиксация
происходящих изменений ;
• наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность
поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и
общественных местах);
• участия детей и родителей в праздниках, развлечениях, в выставках народноприкладного творчества, в фотовыставках, в конкурсах, фестивалях.
Планируемые результаты освоения Программы к четырем годам
•
•
•
•

Проявляет познавательный интерес к родному городу; знает название родного города;
узнает 1-3 достопримечательности родного города;
Имеет представления о некоторых профессиях родного города.
Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся традиционных праздников родного города;
Следит за развитием театрализованного действия (кукольного театра) и эмоционально на
него откликается.
4

•

Узнает и называет некоторые растения родного края. Имеет представления о домашних
и диких животных родного края.

Планируемые результаты освоения Программы к пяти годам
•
•
•
•
•

Знает название родного города, название своей страны; узнает и может назвать 2-3
достопримечательности родного города;
Может рассказать о профессиях родителей;
Узнает и называет деревья родного края; узнает и называет животных родного края.
Знает характерные признаки сезонов;
Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся традиционных праздников родного города.

Планируемые результаты освоения Программы к шести годам
•

•
•
•
•
•
•
•

Проявляет познавательный интерес к родному городу; знает название своей
страны, родного города, изображение герба и флага Калуги, название жителей родного
города, домашний адрес;
узнает и может назвать 3-5 достопримечательностей родного города;
Имеет представление о вокзалах родного города, их назначении.
Понимает и использует обобщающие слова: театры, музеи, памятники; слова,
обозначающие профессии артист, писатель, художник;
Имеет представление о труде людей в родном городе.
Имеет представление о живой природе родного края, названия охраняемых растений и
животных Калужской области,
Имеет представления о праздниках родного города: День города, Новый
год, День защитника Отечества, День Космонавтики, День Победы.
Имеет представления об обрядах и традициях, связанных с воспитанием ребенка в
русской семье.

Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы (к концу дошкольного
возраста).










Знает название своей страны, родного города, название жителей родного
города, домашний адрес, символику города, умеет находить родной город на
карте; знает, что Калуга расположена на двух берегах реки Оки;
знает и называет 5-7 достопримечательностей родного города, выделяет их
отличительные особенности.
Может рассказать историю основания города;
Проявляет интерес к обычаям и культурным традициям;
Проявляет любознательность к родному городу, его истории, активно задает вопросы
взрослым; проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма при
ознакомлении с достижениями калужских спортсменов.
Понимает и использует обобщающие слова: кинотеатры, стадионы, площади, заводы,
фабрики; имеет представление о предприятиях родного города и их значимости,
Проявляет уважение к труду, бережно относится к его результатам;
5

 Имеет представление об учебных заведениях родного города;
 Объясняет назначение заповедников, Красной книги.
 Понимает и использует слова, обозначающие профессии композитор, актер, архитектор;
обладает начальными знаниями об искусстве, проявляет интерес к различным видам
искусства;
 Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила
поведения в театре.
 Знает о праздниках родного города: День знаний, День города, День народного единства,
Новый год, Рождество, Масленица, День защитника Отечества, День Космонавтики,
День Победы;
 Имеет представление о памятных местах родного города, о воинах-защитниках,
прославленных в годы Великой Отечественной войны (Г.К. Жуков, М.А. Гурьянов, Н.П.
Пухов, В.В. Глаголев и др.),
 Может назвать знаменитых горожан, рассказать, чем именно они знамениты.

Раздел II. Содержательный раздел
1. Образовательное содержание Программы «Детство с родным
городом»
Задачи образовательной деятельности (3-4 года):
 Обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в
различных видах деятельности.
 Конкретизировать представления детей об объектах ближайшего окружения: о родном
городе, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать
эмоциональный отклик участия в праздниках.
 Знакомить детей с ближайшим окружением (основными объектами городской
инфраструктуры), городскими видами транспорта.
 Развивать интерес к труду взрослых.
 Расширять представления детей о многообразии и особенностях растений, животных
ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках.
 Формировать патриотическое отношение и чувство сопричастности к природе родного
края.
 Воспитывать интерес к искусству, вызывать у детей положительный эмоциональный
отклик на красоту природы, произведения искусства.
 Знакомить детей с кукольным театром, развивать интерес к просмотру кукольных
спектаклей, готовить к посещению кукольного театра.
6

 Знакомить детей с хлудневской глиняной игрушкой для обогащения зрительных
впечатлений, учить украшать узорами силуэты хлудневских игрушек.

Задачи образовательной деятельности (4-5 лет):
 Воспитывать уважительное отношение к родному городу, символам, памятным датам.
 Развивать представления о родном городе, его достопримечательностях, знакомить с
традициями и праздниками родного города, принимать участие в подготовке к
праздникам, эмоционально откликаться на участие в них.
 Развивать интерес к основным достопримечательностям родного города.
 Воспитывать гордость за достижения соотечественников в разных областях.
 Формировать представления об отдельных
ознакомления с конкретными видами труда.

профессиях

взрослых

на

основе

 Расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях,
питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях.
 Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем живым существам,
желание их беречь и заботиться.
 Продолжать знакомить детей с видами и жанрами искусства (музыка, театр, архитектура
и т.д.), средствами выразительности разных видов искусства.
 Формировать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с
искусством.
 Формировать у детей интерес к детским выставкам, спектаклям; желание посещать
театр, музей, и тому подобное.
 Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свой край в процессе ознакомления с
различными видами искусства.
 Продолжать знакомить детей с хлудневской глиняной игрушкой, учит украшать
вылепленные изделия узорами.
 Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
 Формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой и
активному отдыху, формировать первичные представления об отдельных видах спорта

7

Перспективно-тематическое планирование
(младший и средний возраст)

Период,
тема

Образовательная деятельность с детьми
Младшая группа
Средняя группа

Сентябрь
«Наш
детский
сад»

•
Цикл бесед «Моя группа», «Мои
игрушки», «Как надо дружить» (дать
общее представление о детском саде:
его функции, для чего нужен детский
сад)

•
НОД «Наш детский сад» (формировать
любовь к детскому саду, сверстникам и педагогам.
развивать положительные эмоции и впечатления,
воспитывать доброжелательные отношения
между детьми)

Сентябрь
«Я
человек»

•
Беседа «Калуга моя, мамина и
бабушкина» (сформировать

•

Октябрь
«Я и моя
семья»

•
Беседы о семье (воспитывать
любовь и отзывчивость к своим близким,
родителям, дать представление о
семейных обязанностях, воспитывать
любовь к труду, желание помочь
родителям).
•
Наблюдение «Деревце,
здравствуй!» (закрепить знания о
деревьях ближайшего окружения,
формировать представления о
состоянии растений осенью).

•

• Знакомство с деревянной постройкой
(рассматривание картинки с
изображением избы)
• Игровая ситуация «Знакомство с
бабушкой и её избой» (внутреннее
убранство крестьянского дома).

•
Ситуативная беседа "Чем отличается изба от
современного дома?" (познакомить детей с
особенностями расположения города и села)
•
«Дом, дом, открой свою тайну» (назначение
избы, ее убранство, функции построек – изба, хлев,
амбар, баня, колодец)

•
Беседа «Я по улице иду»
(формировать представления об улице
как части города)
•
Беседа «Улица, на которой я
живу» (знакомить с понятиями «улица»,
«адрес», способствовать запоминанию
своего адреса, воспитывать любовь,
уважение к своей улице, желание
соблюдать чистоту)

•
Беседа «Моя улица»
•
(формировать начальные представления о
родном городе, о достопримечательностях своей
улицы, о зданиях расположенных на ней и их
назначении)
•
Рассматривание фотографий, слайдов с
различными улицами города
•
Экскурсия по улицам, прилегающим к
детскому саду (научить дифференцировать здания
по назначению (детские сады, школы, магазины,
больницы, театры и т.д.).

Октябрь
«Осень
смотрит к
нам в
окошко»

Ноябрь
«Мой дом»

Ноябрь
«Мой
город»

представления о себе, как о жителе
города)
•
Беседа «Кто кем работает?»
(познакомить с назначением и
сутью профессий взрослых)

Беседа «Мы – калужане» (сформировать

представления о себе, как о калужанине,
закрепить знания правил установленных
обществом (как вести себя в общественных
местах, транспорте, в гостях)
•
Труд взрослых (познакомить с
различными видами труда, трудовыми
действиями, значением труда для города)

•

Игровая ситуация «У бабушки в гостях»
(знакомство с бытом крестьянской семьи)
Рассматривание фотоальбома «Семья на
прогулке» (познакомить с общественными
местами отдыха калужан)

•
Наблюдение «Наши друзья – деревья»
(продолжать знакомство детей с природой
ближайшего окружения, закрепить знания о
деревьях и различных частях деревьев - корни,
ствол, крона, ветки, листья, формировать
представления о состоянии растений осенью)

8

Декабрь
«Мир
вокруг
нас»

•
Игровая ситуация «Кто в домике
живет?» (познакомить детей с
разнообразием жилых построек)

•
Игровая ситуация «Вечера длинные, руки
умелые» (знакомство с предметами обихода –
прялкой и веретеном, чтение сказки «Золотое
веретен», знакомство детей с народными
промыслами Калуги)
•
Беседа «Я поведу тебя в музей» (расширить
знания детей о музеях, библиотеках)

Декабрь
«Новый
год»

•
Беседа «Праздник елки»
(побуждать детей радоваться
новогодним праздникам, восхищаться
нарядной ёлкой)

•
Беседа «Скоро Новый год» (знакомить
детей с традициями празднования Нового года в
семье, в детском саду, с традиционными символами
праздника)

Январь
«На дворе
зима»
Февраль
«Секреты
здоровья»

•
Наблюдение «Зимний денек»
(знакомить детей с природными
явлениями в зимний период)
•
Игровая ситуация «Мишкаспортсмен» (раскрыть значение
физкультуры и спорта для здоровья
человека)
•
Игровая ситуация «Мой флажок»
(познакомить детей с флажком, его
назначением)

•
Наблюдение «Зимний город» (знакомить с
характерными особенностями зимы родного края)

•
Знакомство с деревянными
народными игрушками (матрёшками,
бочонками, шариками и др.).
•
Знакомство с хлудневской
игрушкой

•
Беседа «Народная игрушка» (знакомство с
народными игрушками - свистульки. «громотухи»,
матрешки, грибки, бочонки, яйца)
•
Знакомство с хлудневской игрушкой

Апрель
«Весна красна»

•
Игровая ситуация «Весна
пришла» (закрепление представлений
детей о весне, ее признаках, заучивание
закличек о весне, солнышке)

•
Беседа «Полет в космос»» (формирование
познавательного интереса к профессии космонавта)
•
НОД «Весна в городе» (знакомство со
старинными обычаями встречи весны)

Апрель
«Добрые
дела»

•
Игровая ситуация «Чистота во
дворе – весело детворе» (раскрыть
значимость чистоты двора, улицы)

•
Беседа «Сбережём наш город от мусора»
(уточнить знания детей о значимости чистоты
улиц города и о роли человека).

Май
«Празднич
ный май»

•
Творческая мастерская
«Украсим участок флажками»
(привлечь к изготовлению флажков для
прогулочного участка)

•
Беседа «Город встречает весну»
(обратить внимание на чистоту и украшение
города, рассказать о празднике 9 Мая)

Февраль
«Наши
мужчины»

Март
«Народная
игрушка и
культура»

•
Ситуативная беседа «О чём расскажет
стадион» (знакомство с различными видами спорта,
с местами города, где можно заниматься спортом)
•
Беседа «Флаги над городом» (дать первые
сведения о государственном флаге, его назначении)
•
Видео презентация «Наша армия»
(сформировать представление об армии, о родах
войск, о службе в мирное время).

Задачи образовательной деятельности (5-6 лет)
 Расширять представления о родном городе, достопримечательностях, его истории,
особенностях (места отдыха и работы горожан).
 Формировать представления о профессиях и трудовых процессах.
 Воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда.
 Знакомить с традициями и праздниками родного города, их содержанием.
 Знакомить с историей возникновения праздников, воспитывать уважительное отношение
к праздничным традициям и обычаям.
 Воспитывать интерес к народной культуре.
9

 Воспитывать уважительное отношение к родному городу, к людям разны
национальностей, проживающих в Калужской области, их культурному наследию.
 Развивать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями и
заслугами земляков, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения
страны.
 Расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях,
питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях.
 Продолжать формировать умение выделять, называть, группировать произведения по
видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, балет,
театр, цирк, фотография).
 Продолжать знакомить детей с архитектурой родного города.
 Поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю,
эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и
произведениях искусства, явлениях природы.
 Формировать умение называть вид художественной деятельности, профессию и людей,
которые работают в том или ином виде искусства.
 Продолжать знакомить детей с хлудневской игрушкой, развивать декоративное
творчество детей.
 Организовывать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).
 Продолжать формировать интерес к физической культуре, формировать
представления о разных видах спорта и достижениях калужских спортсменов.
 Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Задачи образовательной деятельности (6-7 лет)
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Развивать интерес к достопримечательностям, традициям и праздникам, к событиям,
происходящим в родном крае, воспитывать эмоционально-положительное отношение к
ним, развивать чувство гордости за достижения земляков в области спорта, науки и
искусства.
Поощрять активное участие в праздновании городских событий.
Формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и
взаимосвязи видов труда и профессий.
Расширять и уточнять представления о богатстве природного мира родного края.
Формировать представления о профессиях, связанных с природой и ее защитой.
Закреплять и расширять знания детей о видах искусства (изобразительное, декоративноприкладное, музыка, архитектура, театр, танец, кино)
Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к
культурному наследию своего народа.
Воспитывать уважительное отношение и чувство гордости за свой город, в процессе
ознакомления с разными видами регионального искусства.
Расширять и уточнять представления о физической культуре и спорте, спортивных
событиях и достижениях.
Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета,
правил поведения в общественных местах.
10

•

Развивать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями и
заслугами земляков, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения
страны.

Перспективно-тематическое планирование
(старший возраст)

Период,
тема

Образовательная деятельность с детьми
Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Сентябрь
«Наш
детский
сад»

•
Рассматривание фотоальбома
«Люди, которые заботятся о нас в
детском саду» (обобщить
представления о специфике
взаимоотношений в детском саду)
•
Беседа «Я самый – самый»
(подчеркнуть особенность,
неповторимость каждого ребенка)

•
Работа в творческой мастерской:
изготовление материалов для мини-музеев,
книжного уголка, игрового центра и др. (привлекать
к созданию развивающей предметной среды
детского сада)
•
Работа со схемой «Наш детский сад»
(формировать у детей умение ориентироваться по
плану на территории детского сада).

Сентябрь
«Человек
среди
людей»

•
Беседа «Калуга моя и моих
друзей» (подвести детей к пониманию
того, что все мы живём в одном городе,
воспитывать доброжелательное
отношение к сверстникам и взрослым,
любовь к детскому саду).
•
Видео презентация «Мои права»
(знакомство детей с Всеобщей
декларацией прав человека»)

•
НОД «Мы – юные калужане» (формировать
представление о себе, как об активном члене
коллектива группы; твердить в детях понятие
«нужности» своему городу, стремление его беречь;
создать у детей представление о своем счастливом
детстве и о том, что они будущее своего города)
•
Детское книгоиздательство «Маленький
калужанин имеет право» (продолжать знакомство
детей с Всеобщей декларацией прав человека»)

Октябрь
«Осень»

•
Видео презентация «Растения
Калужской земли» (формировать
элементарные представления о
растительном мире Калужского края, о
том, что береза и осина являются
главными деревьями нашего региона)
•
Экскурсия «Осень в городе»
(знакомить с характерными
особенностями осени Калужского края)

•
Видео презентация «Путешествие в
калужский бор» (расширять и закреплять знания
детей о лесе как экосистеме).
•
Проблемная ситуация «Почему бор называют
легкими Калуги» (раскрыть пользу соснового бора)
•
Изготовление альбома «Обитатели
калужского бора» (продолжать знакомить с
представителями флоры и фауны Калужского края)
•
Вечер поэзии (познакомить детей с
поэтическими представлениями об осени родного
края)
•
Видео презентация из цикла «Музеи города»
(рассказ о художественном музее, его экспонатах,
о пейзажной живописи)

Октябрь
«Семья в
истории
человека»

•
Ситуативная беседа «Как
встречали гостя на Руси» (рассказать о
гостеприимстве в русской семье)

•
НОД «Уклад русской семьи» (познакомить
с семейными обрядами и традициями, связанными с
воспитанием детей)
•
Изготовление альбома «Моя семья в истории
Калуги» (обобщить понятия о том, что жизнь
любой семьи проходит во взаимосвязи с событиями
города)

11

Ноябрь
«Дом и его
секреты»

•
НОД «Очарование русской
деревни» (познакомить детей с русской
избой, как жилищем наших предков).
•
Видео презентация «Каменная
архитектура города» (познакомить с
усадебными постройками Калуги)

Ноябрь
«Мой
город»

•
Беседа «По улицам города»
(познакомить детей с понятием малая
Родина, познакомить с названиями
некоторых улиц города, с
достопримечательными местами)

Декабрь
«Мир
вокруг
нас»

•
Беседа «Калужские
рукодельницы» (познакомить с
деталями народного костюма, с
промыслом калужских ткачих)
•
Беседа «Труд калужан»
(раскрыть значение труда для города)
•
Продолжить знакомство с
хлудневской игрушкой

•
НОД «Русская изба и деревянная резьба»
(расширять представления об особенностях
деревянной архитектуры древней Калуги,
познакомить с искусством деревянной резьбы, как
видом народного творчества)
•
Видео презентация «Калуга купеческая»
(познакомить с архитектурными строениями
города, с именем известного калужского
архитектора П.Р. Никитина)
•
Проблемная ситуация «Нужны ли старые
постройки в современном городе?».
•
Беседа «История рождения Калуги» (дать
сведения о вятичах – древнейшем населении
Калужского края, о крепости града Калуги, о
великом князе Симеоне Гордом – основоположнике
Калуги)
•
Беседа «Прогулка по Калуге» (познакомить с
названиями некоторых улиц, скверов, площадей
города, с достопримечательными местами Калуги)
•
Видео презентация из цикла «Музеи города»
(рассказ о краеведческом музее, его экспонатах)
•
Беседа «Калужский промысел: узорное
ткачество, народная вышивка» (знакомство с
калужским узором), хлудневская игрушка
•
НОД. Рисование «Кружевной узор»
•
Беседа «Калужские заводы» (познакомить с
некоторыми промышленными заводами Калуги –
машиностроительство, изготовление кирпича,
различной аппаратуры, пищевая промышленость)

Декабрь
«Новый
год»

•
Беседа «Новый год на Руси.
Русский Никола и Санта-Клаус»
(рассказ воспитателя о двухнедельной
подготовке к новогоднему празднику)
•
Видео презентация «Калуга
готовится к Новому году» (познакомить
с новогодними традициями калужан)
•
Работа в мастерской Деда
Мороза (изготовление украшений,
подарков, сувениров)

•
Беседа «Ожидание Рождества» (рассказать
о дне св. Николая – празднике добрых дел, о
Рождестве)
•
Видео презентация «Калуга предновогодняя»
(продолжать знакомить с новогодними традициями
калужан)
•
Работа в мастерской Деда Мороза
(изготовление украшений, подарков, сувениров,
воспитывать желание дарить подарки близким
родственникам).

Январь
«На дворе
зима»

•
НОД «Что за чудо – Божий
храм!» (формировать представления о
внешнем виде православного храма,
познакомить с некоторыми храмами
Калуги)
•
Беседа «Пришла коляда —
отворяй ворота» (знакомство с
рождественскими праздниками и
колядованием, разучивание колядок)

•
Видео презентация «Храмы Калуги»
(познакомить с особенностями архитектуры и
устройством православного храма)
•
Беседа «Пришла Коляда на кануне
Рождества» (беседа о рождественских праздниках,
святочных гаданиях; пение колядок)

12

Февраль
«Секреты
здоровья»

•
Беседа «Как люди на Руси
здоровье берегли» (воспитывать
интерес к обычаям и традициям
русского народа, дать представление о
неразрывной связи человека и природы,
продолжать учить бережному
отношению к своему здоровью)
•
Беседа «Мы – юные спортсмены»
(дать детям знания о спортивных
комплексах и сооружениях Калуги,
закрепить знания о различных видах
спорта)

•
Видео презентация «Русский самовар и печка
на Руси» (показать роль и значение чаепития и
печи для здоровья русского народа).
•
Беседа «Калуга спортивная» (дать детям
знания о спортивных комплексах и сооружениях
Калуги, закрепить знания о различных видах
спорта, воспитывать чувства гордости за
спортсменов родного города)

Февраль
«Наши
мужчины»

•
Беседа «Русские богатыри» (на
примере былин формировать у детей
представления о защитниках древней
Руси)
•
«Что такое символика города»
(дать элементарные сведения о
символике Калуги)

•
Видео презентация «История военных лет в
памятниках Калуги» (знакомство со святыми
местами Калуги)
•
Беседа «Символика Калужского края»
(закрепить знания о символике Калуги,
сформировать у детей элементарные
представления о происхождении знамен и их
символическими значениями)

Февраль
«Проводы
зимы»

•
«Широкая Масленица» (беседа о
празднике, о традиции выпекать блины
на Масленицу обогатить словарный
запас детей пословицами, приметами)

•
«Калуга встречает Масленицу» (беседа о
празднике, о традиции его празднования)

Март
«Наши
женщины»

•
НОД «При солнышке тепло, при
матушке – добро» (расширить
представления детей о роли женщины в
семье)

•
Беседа «Коса – девичья краса» (расширять
знания детей о народных традициях и обычаях,
связанных с волосом, воспитывать понимание
красоты женственности, гордость за русскую
народную культуру).
•
Рассказ воспитателя о Сквере матери,
который есть в нашем городе (рассматривание
фотографий)

Март
«Колесо
истории»

•
Мастер-класс «Игрушки наших
прабабушек» (знакомство с тряпичной
куклой-оберегом)
•
НОД «Калужский промысел:
изготовление глиняной игрушки»
(знакомство с Хлудневской игрушкой)
•
Видео презентация из цикла
«Музеи города» (рассказ о Доме
мастеров, его экспонатах)

Апрель
«Калуга
космическая»

•
Беседа «Космос родом из
Калуги» (познакомить с русским
учёным Циолковским, с историей
создания первой космической ракеты, с
первым космонавте Ю. А. Гагарине)
•
НОД «Пасхальные радости»
(знакомство с праздником Пасхи:
обрядами и традициями).

•
НОД «Хлуднево – заповедное место
рождения калужской глиняной игрушки»
(знакомство с сюжетами калужской глиняной
игрушки)
•
Беседа «Игрушки и предания», Во что верили
русские люди? Что такое оберег?» (знакомство с
музеем обрядовых кукол «Берегиня» народного
мастера Р.Я. Тарасовой, раскрыть роль оберега в
защите от злых сил)
•
Видео презентация из цикла «Музеи города»
(рассказ о музее «Дом мастеров»)
•
Беседа «Калуга – родина космонавтики»
(расширять представления детей о космических
полётах, о космонавтах; познакомить с
российскими учёными, которые стояли у истоков
развития русской космонавтики К. Э. Циолковским,
С. П. Королёвым).
•
Видео презентация из цикла «Музеи города»
(рассказ о доме-музее К.Э. Циолковского, о музее
космонавтики)

13

Апрель
«Весна красна

•
Видео презентация «Весна в
мире природы Калужского края»
(познакомить с жизнью растений и
животных в весенний период, с водными
просторами реки Оки)

•
НОД «Калуга встречает Пасху» (знакомство
со старинными обычаями встречи весны,
обогатить словарный запас детей пословицами,
приметами)
•
Видео презентация «Калужская природа
встречает весну» (познакомить с интересными
фактами из жизни флоры и фауны Калужского
региона)

Май
«Дорогою
славы»

•
Беседа «Калужане в годы войны»
(формирование чувства гордости за
свою страну на примере героических
поступков калужан в военное время).

•
Беседа «Великий маршал» (ознакомление
воспитанников с одним из героев ВОВ маршалом
Г.К. Жуковым, воспитание чувства патриотизма и
гордости за свою малую родину)
•
Беседа «Калуга помнит их имена»
(познакомить с калужанами – героями, в честь
которых названы улицы города)
•
Видео презентация «Память в камне»
(беседа о памятниках героям ВОВ)

Май
«Добрые
дела»

•
Экологическая акция «Пусть
цветущим будет сад» (разбивка
цветников, газонов, высадка рассады,
уход за посадками)
•
Итоговое мероприятие «Моя
Калуга» (обобщить и
систематизировать знания детей о
родном городе).

•

Экологическая акция «Зеленая весна» (уборка
территории детского сада, благоустройство и
озеленение)

•

Составление творческого рассказа «Если бы
я был мэром города, то….»

•

КВН «Маленький уголок России» (обобщить и
систематизировать знания детей о родном
городе).

2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Программы
Согласно ФОП ДО формы, способы, методы и средства реализации Программы педагог
определяет самостоятельно в соответствии с поставленными задачами, возрастными и
индивидуальными особенностями детей, их образовательных потребностей и интересов.
Рекомендуются следующие организационные формы, позволяющие эффективно решать задачи
Программы:
• организационная образовательная деятельность;
• совместная деятельность;
• свободная деятельность;
• целевые прогулки по городу;
• игровая деятельность;
• виртуальные экскурсии с различной тематикой о городе;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• образовательные ситуации;
14

Ознакомление с родным городом — сложный процесс, который невозможно свести только к
проведению еженедельных бесед и занятий по определенной теме. Поэтому, знания,
полученные на беседах и занятиях, закрепляются вне занятий. Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• рассматривание картин, иллюстраций.
Для решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
При реализации Программы педагог может использовать различные средства:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные.
.

4. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка и реализации
Программы является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Взаимодействие с
родителями (законными представителями), осуществляться через решение следующих
основных задач:
- информирование родителей об образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
- просвещение родителей повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах
развития и образования детей;
- построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений
с родителями (законными представителями) дошкольников;
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Деятельность педагогического коллектива по построению взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников осуществляется по нескольким направлениям:
- диагностико-аналитическое направление реализуется через опрос и анкетирование по
вопросам, связанным с патриотическим воспитанием и анализ полученных данных для
дальнейшего планирования образовательной работы,
- педагогические беседы с родителями (законными представителями);
15

- дни (недели) открытых дверей,
- открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;
- просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) о содержании и методах образовательной работы с детьми по Программе;
- консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком; способам
воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми дошкольного возрастов;
способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе.
При работе с родителями важно донести до них, что их роль при ознакомлении детей с родным
городом невероятно велика. Родители рассказывают детям о родственниках, которые
защищают или защищали Отечество: служили в армии, воевали в ВОВ. Родители могут помочь
педагогам найти материалы по родному краю, информацию о культурных событиях родного
города, организовать встречу с интересными людьми и т.п.

Раздел III Организационный раздел
1. Психолого-педагогические условия реализации программы
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка:
• создать атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его могут
выслушать и понять.
• создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра,
рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для
них событиям и явлениям;
• видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие
общечеловеческие понятия – любовь к родному краю и Отчизне;
Формирование детской самостоятельности:
• учить быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений;
• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
• оценивать результаты своих действий.
Развитие игровой деятельности ребенка:
• создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например,
предлагать новые идеи или способы реализации детских идей),
• знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их
значимость.
Стимулирование детской познавательной активности:
• регулярно предлагать детям вопросы, требующие не только воспроизведения
информации, но и мышления;
16

•

организовывать обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по
одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
• помогать организовать дискуссию;
Развитие продуктивной деятельности:
• планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
• создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами
деятельности;
• оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми техническими навыками;
• поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для
этого средств;
• организовывать выставки проектов, на которых дети могут представить свои
произведения.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Наличие соответствующей культурно-образовательной среды является непременным
условием реализации программы «Детство с родным городом».
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка краеведения «Я
люблю Калугу», в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать,
рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и
макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.
Примерное оборудование уголков «Я люблю Калугу»
Младший и средний возраст
(3-5 лет)

Старший возраст
(5-7 лет)

•
Материал для ознакомления детей с
малой родиной: (группа, детский сад, улица
или микрорайон, где расположено ДОУ),
тематические папки с фотографиями и
иллюстрациями, открытки, альбомы.
•
Фотоальбомы из ближайшего
окружения: «Моя семья», «Мой детский сад»,
«Где мы с мамами гуляем», «Моя улица» и т.д.
•
Папки с иллюстрациями: «На природе»,
«Растительный и животный мир края», «Калуга
во все времена года».
•
Рисунки детей и взрослых о себе, городе,
окружающей природе.
•
Совместные работы из бросового и
природного материала.
•
Куклы в русских костюмах.
•
Картинки – иллюстрации «Труд
взрослых»
•
Художественная литература: стихи,
рассказы, загадки, потешки Калужского края,
рассказы и стихотворения о городе Калуге, о
России в целом.
•
Информация о государственных

•
Фотоальбомы из ближайшего окружения:
«Моя семья в истории Калуги», «Мой детский
сад», «Где мы гуляем с семьей», «Праздники
дома и в детском саду» и т.п.
•
Фотоальбомы о достопримечательностях
родного города: «Мой город (микрорайон)»,
«Калуга героическая», «Калуга спортивная»,
«Природа родного края», «Промышленность
нашего города», «Культурные центры Калуги»
и т.д.
•
Макет детского сада, поселка.
•
Куклы в русских костюмах.
•
Карта Калужской области.
•
Информация
о
государственных
праздниках.
•
Символика России (Флаг, герб, гимн)
•
Портрет президента России.
•
Рисунки детей и взрослых о себе, городе,
окружающей природе.
•
Совместные работы из бросового и
природного материала.
•
Аудио и видеокассеты о природе родного
края и о Калуге.
17

праздниках (в соответствии с программой)
•

•
Картинки – иллюстрации «Труд
калужан», «Калуга – многонациональный
город»
•
Образцы декоративно-прикладного
искусства (Хлудневская игрушка)
•
Альбом «Калужский промысел»

Используемая литература в составлении программы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.- М.:
ЦГЛ., 2005
2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
//Управление ДОУ ., 2005, №1
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 20001-2005 годы»// Внешкольник , 2001, №5
4. Григоренко Г. Влияние знаний о родном крае на игры детей //Дошкольное воспитание ,
1977, №6
5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации
государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001-2005 годы». –М.: АРКТИ, 2004
6. Дошкольникам о защитниках Отечества. /Под ред. Л.А. Кондрыкинской, М.: Сфера ,
2006
7. Жуковская Р.И., Виноградова И.Ф., Козлова С.А. Родной край, М, 1985
8. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторысоставители: Ю.Е. Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А. Щербакова.- М.: АРКТИ,
2003
9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для
работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003
10. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ.. 2005, №1
11. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление
ДОУ, 2005, №1
12. Мое отечество- Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и
гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева
И.В. и др.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005
13. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А.Кондрыкинской.-М.:ТЦ сфера, 2003
14. Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание ,
2006, №2
15. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного
края//Управление ДОУ .-2005, №1
18

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом
Дидактическая игра «Угадай фрагмент памятника»
Цель: формирование умения сравнивать объекты, устанавливать их сходства и различия
Материалы: изображения известных в городе памятников, и фрагменты этих памятников
Ход игры: Детям раздаются маленькие картинки-фрагменты. Необходимо найти какому
памятнику они принадлежат, рассказать о нем (назвать памятник, его местонахождение...)
Дидактическая игра «Заколдованный город»
Цели: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений;
познакомить с архитектурными особенностями города; развивать у детей наблюдательность,
память, внимание
Материал: карточки с контурными изображениями зданий и других сооружений современного
города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии зданий, затем альбом с контурами
этих же зданий и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий
«восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по
этим местам (возможно с опорой наличные знания и опыт детей)
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Цели: закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях и живописных
местах; развивать внимание, память, мышление, усидчивость, мелкую моторику.
Материал: изображения достопримечательностей Саратова, «мозаика» этих же изображений.
Ход игры: Детям сначала предлагают рассмотреть изображения видов родного города,
отметить отличительные особенности каждой картинки. Затем необходимо собрать картинку
сначала по образцу, затем – без.
Дидактическая игра «Герб города»
Цели: закрепить представления детей о гербе родного города.
Материал: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба;
«мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные собенности.
1.Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб
города.
2.Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
3.Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблоновнакладок.
Дидактическая игра «Правильный выбор»
Цель: знакомить с достопримечательностями города, развивать интерес к родному краю,
умение правильно классифицировать по назначению: театры, вокзалы, парки отдыха,
памятники, площади, фонтаны и т.п.

19

Материалы: карточки, изображающие достопримечательности города и карточки-рисунки
(схемы), обобщающие достопримечательности по назначению
Ход игры: педагог предлагает ребенку выбрать из карточек слева схему любой
достопримечательности (например, «фонтаны») и к ней подобрать три подходящих картинки
(рассказать как называется фонтан, где расположен, интересные факты). Далее педагог
усложняет задание: «путает» изображения, выбирая одно, неподходящее к схематичному
рисунку, и просит найти «лишнее», и объяснить «почему?».
Дидактическая игра «Правильный выбор»
Цель: формирование знаний о некоторых охраняемых растениях и животных
Калужской области; развивать умение группировать и соотносить объекты,
выделяя базовые признаки
Материалы: картинки, изображающие животных, растения, птиц, насекомых, занесенных в
Красную книгу Калужской области;
Ход игры: педагог предлагает ребенку выбрать из карточек справа эмблему (например,
«растения») и к ней подобрать три соответствующих изображения.
Далее педагог усложняет задание: «путает» изображения, выбирая одно, неподходящее к эмблеме, и просит найти «лишнее», и объяснить «почему?».
Дидактическая игра «Было-стало или Калуга сквозь время»
Цель: формировать умение различать достопримечательности по внешнему виду; закрепить у
детей названия достопримечательностей и их местоположение; уточнить представления детей о
достопримечательностях города
Материалы: 10 картинок (5 пар), на которых изображены различные достопримечательности
Калуги , относящиеся к разным временным отрезкам истории города.
Ход игры: 1-й вариант – «Рассматривание картинок»
Воспитатель раздает детям картинки и организует рассматривание их, обращая
внимание на название достопримечательности, характерные особенности, на
ближайшее окружение (здания, деревья, одежду людей, транспорт и т.п.)
2-й вариант «Найди пару». Один набор раздается играющим, другой остается у
ведущего. Ведущий показывает по очереди картинки и называет изображенную
на картинке достопримечательность Калуги. Спрашивает: «У кого такая
же?». Каждый получающий картинку должен назвать изображенную на ней
достопримечательность.
3-й вариант - «Расскажи про свою картинку». Дети по предложению ведущего
описывают свою картинку, обращая внимание на характерные особенности, на
ближайшее окружение (здания, деревья, одежду людей, транспорт и т.п.)
4-й вариант «Загадки». Один набор картинок раздается играющим , другой остается у ведущего.
Ведущий описывает изображение на картинке, не показывая его. Играющие должны по
описанию угадать, о чем идет речь, и назвать достопримечательность.
Дидактическая игра «Я знаю ... названий»
Цель: закрепить представления детей о природе родного края, профессиях,
достопримечательностях города и т.д.
Для младших дошкольников
Материал: мяч, предметные картинки, фотографии
Ход игры: Ведущий: «Я знаю пять (три) названий ...» и кидает мяч тому, кто
должен ответит. Ребенок отвечает с опорой на предметные картинки, а ведущий считает: «Раз,
два...». Если ребенок назвал все правильно – становится ведущим.
20

Для старших дошкольников
Материал: мяч.
Ход игры: Игроки садятся в круг и перекатывают друг другу мяч со словами:
- Я знаю.
- Три (пять, семь....)
- Названий профессий! (цветов, птиц, животных, фонтанов)
И далее, все по очереди должны называть названия того, что было задано:
- Врач - раз! Строитель - два! Воспитатель - три.
Тот, кто не смог ответить в свою очередь - отдаёт фант. Как правило, в такой игре дети быстро
запоминают все названия и со временем количество названий увеличивается.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.
Материал: макет телевизора, экран которого разделен на 4 части, карточки с
птицами, животными и растениями, обитающими на территории Калужской
области. Карточки с птицами, животными и растениями России и других стран.
Ход: Ведущий вставляет в экран карточки с изображениями животных, птиц
или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в
Калужской области, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере
накопления материала.
Дидактическая игра «Найди пару»
Материал: набор карточек, разделенных на две половинки (например, спортсмен-инвентарь,
здание-профессия и т.п.)
Ход игры: ведущий выкладывает все карточки изображением вниз. Участники выбирают
одинаковое количество карточек и договариваются об очередности. Первый игрок выкладывает
любую карточку изображением вверх. Другой участник –выбирает подходящую профессию.
Например, Школа-профессия учитель и т. д.
Дидактическая игра «Мой адрес»
Цель: Формирование знаний и умения детей называть свой домашний адрес,
номер дома, квартиры, телефона, этаж.
Материал: мяч
Ход игры:
1-й вариант: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на ...
этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
2-й вариант: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу по
адресу...», ребёнок продолжает, называя свой адрес, и передаёт мяч соседу и т. д.
Дидактическая игра «Разложи предметы по домам»
Цель: формирование у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их
назначении, развитие у логического мышления, формирование умения классифицировать
предметы по какому-либо признаку, воспитание интереса к родному городу.
Ход игры: Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они
соответствуют. Например: в магазин положить те предметы, которые необходимы в магазине.
Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если
карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом
случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.
Дидактическая игра «Найди свой дом»
21

Цель: Формирование у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем,о разнообразии
зданий, развитие у детей внимательности, наблюдательность,
умение находить свой дом среди нескольких; воспитание у детей интереса к родному городу.
Ход игры: Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько
зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.
Дидактическая игра «Загадки о родном городе»
Цель: Закрепление знаний о родном городе, развитие воображения, памяти, мышления.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадку о каком – нибудь месте в городе, а
дети отгадывают. Например: Это здание стоит на ... улице. Оно большое, с множеством окон.
Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались
друг с другом.
Дидактическая игра «Найди отличия»
Цель: учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать
мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и
прошлому.
Ход игры. Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города; как
выглядели и одевались. Как и где работали мужчины и женщины. Во что играли дети.
Старинные и современные улицы. Выиграл тот, кто больше назвал различий.
Дидактическая игра «Отремонтируй здание»
Цель: формирование представлений о достопримечательностях родного города.
Задачи: развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление, закреплять знания о
внешнем виде достопримечательностей родного города;
Ход игры: Детям предлагаются карточки, где в изображении недостает части здания
(памятника, моста..) и карточки с недостающими элементами. Предлагается подобрать нужную
часть.
Дидактическая игра «Контуры и тени».
Цель: формировать у детей представления о разнообразии архитектурных зданий в родном
городе; закрепить понятия «Архитектура» и «Скульптура»; развивать зрительное внимание и
усидчивость; воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры: Детям предлагается подобрать карточки к изображениям архитектуры и скульптуры
(с одной стороны тень сооружения, а с другой стороны – его контурное изображение).
Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»
Цель: учить детей определять на слух, какому виду транспорта соответствует характерный
шум, повторить виды транспорта, упражнять в умении классифицировать транспорт по видам,
активизировать словарь детей словами названиями транспортных средств, профессий людей,
управляющих этими транспортными средствами
Ход игры: Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов,
производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода,
гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После
прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта
соответствует характерный шум.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о родном городе.
Ход игры: Каждому ребенку дают по три иллюстрации с изображением различных
достопримечательностей родного города. У воспитателя карточки одного цвета (фишки).
22

Воспитатель называет достопримечательность и спрашивает, у кого из детей есть такая
иллюстрация. При правильном ответе ребенок получает фишку и закрывает ту иллюстрацию,
которую назвал. В ходе этой игры дети стремились получить фишки, были внимательны и
сосредоточенны пытались вспомнить все, о чем говорилось ранее.
Лото «Привет из Калуги»
Цель: закрепить представления детей о достопримечательностях г.Калуги
Материалы: игровые поля (7 штук) с изображениями видов Калуги, карточки с теми же
изображениями.
Ход игры: В игре принимают участие от 2 до 7 детей. Игровые поля раздаются поровну между
участниками. Маленькие карточки выкладываются изображением вверх и перемешиваются.
Ведущий берет одну из карточек, показывает ее детям и говорит, что на ней изображено.
Играющие должны посмотреть на свои игровые поля. Тот, кто находит у себя соответствующее
изображение, берет карточку себе и накрывает соответствующее изображение на игровом поле.
Побеждает тот, кто первым закроет все изображения у себя на игровых полях.
Домино «Калуга»
Цели: развивать внимание, зрительную память, комбинаторские способности,
наблюдательность, выделять один объект из множества
Материал: карточки домино с изображениями Калуги -28 шт.
Ход игры: В игре участвуют 2-4 человека. В период обучения играть можно в «открытую» - все
игроки будут видеть карточки друг друга. Карточки домино перемешивают и раздают игрокам.
Если играют двое, то по 7 карточек, если трое или четверо – по 5. Игроки не показывают друг
другу полученные карточки. Оставшиеся картинки откладывают в резерв изображением вниз.
Считалкой или по договоренности игроки разыгрывают право первого хода. Первый игрок
выкладывает на середину стола любую карточку. Следующий игрок выставляет карточку
справа или слева от предыдущей с изображением такого же объекта. В дальнейшем игроки
тоже приставляют карточки к любому из двух концов цепочки. Необходимо как можно быстрее
выложить все свои карточки в цепочку. Если подходящих карточек нет, то игрок берет по
одной из резерва до тех пор, пока не сможет сделать ход (или пока не кончатся карточки в
запасе). Если игрок выложил все свои карточки, а в резерве еще остались, он берет их оттуда до
тех пор, пока не попадется результативная.
Подведение итогов. Игра считается оконченной, когда один из участников выложит все свои
карточки (и в резерве ничего не осталось). Этот игрок становится победителем. Если ни один из
игроков не может сделать ход, то выигрывает тот, у кого на руках осталось меньше всего
карточек.
Раздел II. Содержательный 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом
используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного
образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. Реализация
областей определяется конкретной образовательной ситуацией в группе, индивидуальными
склонностями детей, интересами, особенностями развития. Социально-коммуникативное развитие
включает: развитие эмоционально-ценностного отношение к семье, дому, улице, городу
Дальнереченску; формирование толерантности к людям разных национальностей проживающих на
территории города и края, ценностного отношения к их культуре, обычаям, традициям; воспитание у
дошкольников любви и привязанности к своей семье, родному дому, уважение к семейным ценностям;
23

воспитание чувства уважения к профессиям и труду дальнереченцев, создающих красоту родного
города; содействие эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни
(привлечение к участию в культурных мероприятиях, праздниках, городских акциях); развитие чувства
принадлежности к малой родине, понимание того, что история родного города Дальнереченска,
Приморского края неразрывно связана с историей России. Познавательное развитие включает:
формирование любови к родному городу, краю, интереса к его прошлому и настоящему; умение
ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении; обогащение представлений детей
о многообразии растительного и животного мира Приморского края, о значении природных богатств в
жизни человека; 16 расширение представлений детей о характерных особенностях города, об
учреждениях культурно-бытового назначения, достопримечательностях, памятных мест Речевое
развитие включает: формирование интереса детей к литературным произведениям, творчеству
писателей и поэтов г.Дальнереченска, края; развитие речевого творчества в придумывании сказок и
историй о событиях и достопримечательностях малой родины. Художественно-эстетическое развитие
включает: расширение представлений о творчестве музыкантов, народных умельцев, художников,
писателей города; развитие эстетического восприятия в процессе чтения произведений художественной
литературы о малой родине, в беседах о событиях, происходящих в родном городе, в рассуждениях о
достопримечательностях края; развитие творческих способностей детей в играх-фантазиях,
изобразительной, театрализованной деятельности ; формирование чувства гордости за культурное
наследие. Физическое развитие включает: - ознакомление детей с традиционными и национальными
подвижными играми народностей, проживающих на территории города и края; -формирование
здорового образа жизни через знакомство с видами спорта, спортсменами и их достижениями,
содействие активному участию в спортивных мероприятиях города.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».