АБВГДейка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ВЕТЕРОК» ГОРОДА КАЛУГИ
Принята на заседании
педагогического совета МБДОУ № 10
«Ветерок» г. Калуги
Протокол №1

Утверждено
приказом от 31.08.2021 г.
№ 161-ОД

от 30.08.2021 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
социально — педагогической направленности
«АБВГ Дейка»
Возраст учащихся: 5 - 6 лег
Срок реализации: !_год

Автор-составитель:
Чернуха Любовь Владимировна
воспитатель
f

г. Калуга 2021 г.

Оглавление:
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка__________________________________________3
1.2 Цель и задачи программы________________________________________4
1.3 Содержание программы____________________________________
5
1.4 Планируемые результаты________________________________________ 6
Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1 Календарный- учебный график___________________________________ 7
2.2. Условия реализации программы_________________________________11
2.3 Формы контроля_______________________________________________ 14
2.4 Оценочные материалы__________________________________________ 14
2.5 Методическое обеспечение______________________________________ 15
2.6 Список литературы_____________________________________________ 15

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.1 Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «АБВГДейка» составлена на
основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве.
Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте». Программа соответствует ФГОС ДО, имеет социально­
педагогическую направленность и способствует развитию мотивации
ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего
развития личности ребёнка.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и
деятельный подход к развитию детей. При системном подходе
рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и
деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук
(психолингвистики, педагогики, языкознания).
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях
речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается
процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное речевое развитие детей.
Новизна программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями
и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые
в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют
школу.
Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа,
интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится
задача обучить детей читать и писать.
Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему
пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и
эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение
весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать
задачами дошкольного обучения.
Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В
учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие звуко буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает
взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально­
коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие и физическое).
Актуальность программы.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и
знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа
предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками,
буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные
операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками
з

речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически
целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас
знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы - комплексная подготовка детей к школе, речевое
развитие детей,
ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению
грамоты,
развитие интереса и способностей к чтению.
Задачи программы
Основные задачи
•Развитие интереса и способностей к чтению.
•Подготовка руки ребёнка к письму.
Образовательные:
• Совершенствовать речь, как средство общения;
• Упражнять детей в согласовании слов в предложении;
• Дать представление о предложении;
• Учить делить слова с открытыми слогами на части;
• Учить составлять слова из слогов;
• Учить выделять последовательность звуков в простых словах;
• Учить различать на слух и при произношении гласные и
согласные звуки;
• Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость
согласных; количество звуков в слове; выделять ударный слог;
• Учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой —
моделью;
• Расширять словарный запас;
Развивающие:
• Развивать связанную речь;
• Развивать фонематическое восприятие звука;
• Развивать умение использовать в своей речи разные части речи в
точном соответствии с их значением и целью высказывания;
• Развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и
из личного опыта;
• Развивать самостоятельность при выполнении поставленной
задачи;
• Развивать мелкую моторику, глазомер;
• Приобщать детей к чтению художественной литературы;
Воспитательные:
• Воспитывать культуру речевого общения;
4

• Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и
корректное отношение к собеседнику;
• Воспитывать внимание;
• Воспитывать организованность и самостоятельность;
• Воспитывать интерес к чтению;

1.3 Содержание программы
Отличительные особенности программы;
Наглядность е обучении - осуществляется на восприятии наглядного
материала.
Доступность - деятельность осуществляется с учетом возрастных
особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к
сложному).
Проблемность - направлены на поиск разрешения проблемных и игровых
ситуаций.
Принцип интеграции - образовательная область «Речевое развитие»
интегрируется с образовательными областями: «Социально - личностное
развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое
развитие»
Развивающий и воспитательный характер обучения - на речевое
развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Особенности возрастной группы детей 5-6 лет.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается
значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного
состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается
запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по
смыслу, многозначных слов.
Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение
количества используемых слов, но и понимание ребенком различных
значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане
чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием
детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший
этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка.
Возрастает удельный вес простых распространенных предложений,
сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается
критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать
свою речь.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного
возраста является активное освоение или построение разных типов текстов
(описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи
дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри
5

предложения, между предложениями и между частями высказывания,
соблюдая его структуру (начало, середина, конец).
Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших
дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного
языка,
не
умеют
пользоваться интонационными
средствами
выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от
ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических
форм (это
родительный
падеж
множественного
числа
имен
существительных, согласование их с прилагательными, разные способы
словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное
построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к
неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между
собой при составлении связного высказывания.
С учетом психических и физических особенностей детей и строится
работа кружка по развитию звуко-буквенного анализа и фонематического
восприятия, с тем чтобы недостатки устранить и подготовить ребенка к
следующему этапу обучения «Развитие интереса и способностей к чтению».
Работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть,
иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные
упражнения, упражнения для развития моторики. Программа предполагает
обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя
овладевать задачами дошкольного обучения.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
Ребёнок знает и умеет:
• знает буквы русского алфавита
• понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
• соотносит звук и букву
• правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в
словах, во фразовой речи;
• определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
• различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласные звуки;
• делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
• пользоваться графическим обозначением звуков;
• произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
• записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
• составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
• Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово»,
«предложение».
• производит звуковой анализ слов;
• читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты
б

В результате обучения у детей формируются такие качества, как
организованность,
дисциплинированность,
умение
общаться
со
сверстниками, доброжелательность, коллективизм, уважение к старшим и
бережное отношение к младшим. Прививается интерес к учебной
деятельности и желание учиться в школе.

достижения ожидаемого
недостатков.

результата,

формы

и

способы

устранения

Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий

Месяц
Октябрь

Ноябрь

Учебно-тематический план
_________ (5-6 лет)________
Наименование разделов

№
п/п
1 Мониторинг.
Знакомство: Звук и буква, графическое изображение
звука в слове (квадрат).
2 Знакомство: Слог как часть слова, графическое
изображение слова (прямоугольник).
3 Звук и буква А. Звук А: граф, изобр. гласного звука
(красн.квад.), место звука в слове (нач., сер., конец)
4 Буква А: место буквы в слове, соотношение названий
предметов со схемами слов, печатание буквы.
5 Звук У: место звука в слове, соотношение названий
предметов со схемами слов.
6 Буква У: место буквы в слове, соотношение названий
предметов со схемами слов, печатание буквы.
7 Чтение слогов АУ, УА,
печатание слогов.
8 Звук и буква О. Звук О: место звука в слове,
соотношение названий предметов со схемами слов.
9 Буква О: место буквы в слове, соотношение названий
предметов со схемами слов, печатание буквы.
10 Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове,
соотношение названий предметов со схемами слов.
Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы).
Печатание буквы.
11 Звук и буква Э: место звука и буквы в слове,
соотношение названий предметов со схемами слов.
Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э).
12 Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э - Закрепление
7

13

14

15
Декабрь

16

17

18

19

20

21

Январь

22

23

24

пройд, матер.
Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов,
ударение, называние слов с начальных слогов, чтение
слов (МАМА, МЫЛО), печатание буквы.
Звук и буква М: граф, изобр. твёрдого согласного
звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние
согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание
буквы.
Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов,
выделение первого слога в слове, печатание буквы.
Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и
согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА,
МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА), ударный слог
и ударный гласный в слове.
Закрепление пройденного материала: Чтение
слогов, фонетический разбор слов, написание слов
знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов.
Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ,
чтение знакомых слов в предложении, определение
количества и последовательности слов в предложении,
графич. изобр. предложений
- Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы,
фонетический разбор слов и их соотношение со
схемой, чтение слогов и слов.
Буква Я: буква в нач. слова, соотношение первого
звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь,
Ль, Нь, Рь) и их граф, изобр. на схеме (зелен, квадр.),
сравнительное чтение слогов с A/Я, произношение
согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ,
МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.
Повторение: Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р,
соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я),
чтение предложений из знакомых слов
Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А),
фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ), чтение
предложения (НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА).
Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН),
соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю),
сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение
. согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК,
ЛЮК)
Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я,
Ю-Р-А), фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение
слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ).
8

25

26

27

Февраль

28
29

30

31

32

33

34

Март

35

Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА),
сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение
согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов
(МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ).
Дополнительный м-л: работа над предложением по
картине: придумать предложение из 3 слов и записать
условным обозначением.
Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА),
сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение
согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов
(МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).
Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов,
слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).
Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки;
слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА
МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН).
Звуки Г и Гь, К и Кь: граф.изобр. мяг и твёрд,
согласных в слове, сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой), буквы Е и К, письмо букв.
Фонетический разбор слов (ЕОРА/КОРА,),
Буквы Г, К: чтение слов с буквами Е, К и
фонетический разбор слов (КИТ/КОТ, ЕРОМ/ЕРИМ),
соотнесение схем слов с названием предметов (на
граф, изобр. звуков), составление предложений по
картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИЕУ).
Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф.изобр. мяг. и твёрд,
согласных в слове, сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Д и Т
Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д/Т и
фонетический разбор слов (ДОМ/ДОЕ, КОТ/КТО),
соотнесение схем слов с названием предметов (на
граф, изобр. звуков) ДЯТЕЛ/ДУТКА, чтение
предложений (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО).
Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф: граф.изобр. мяг.
и твёрд, согласных в слове, сравнительный анализ
звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв В
и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический
разбор слов (ВОЛК/ФЛАЕ), соотнесение схем слов с
названием предметов (на граф, изобр. звуков) ВОРОНА/ФОНАРИ.
Звуки 3 и Зь, С и Сь, и буквы 3, С: граф.изобр. мяг и
твёрд, согласных в слове, сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв 3 и С.
Чтение слов буквами 3/С и фонетический разбор слов
9

36

37

38

39

40

Апрель

41

42

43
44
45

46

47

(РОЗА/ВАЗА), соотнесение схем слов с названием
предметов (на граф, изобр. звуков) - ЗАМОК,
составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА,
РОСА).
Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П: граф.изобр. мят
и твёрд, согласных в слове, сравнительный анализ
звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Б
и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор
слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из
слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ)
Звуки X и Хь, и буква X: характеристика звуков
граф.изобр. мяг и твёрд, согласных в слове, чтение
слогов, письмо буквы X, фонетический разбор слов
ХОМЯК, ХИТРЕЦ (сам-но).
Закрепление: Работа с предложением (закончить и
написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск
слов со звуком X.
Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный
анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов,
фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо
букв Ж и Ш.
Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор
слов (ЩЕКА, ЩЁЛК - сам-но), чтение отрывка из
стих-я, письмо букв Ч и Щ.
Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове,
чтение слогов, фонетический разбор слов (ЦВЕТОК,
ПТЕНЦЫ), составление слов из букв (ОГУРЕЦ,
ЗАЯЦ), чтение отрывка из стих-я, письмо буквы Ц
Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой И на
конце, фонетический разбор слова (ПОПУТАЙ),
письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА),
чтение стих-я
Мониторинг.
Мониторинг.
Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ,
УЕОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце,
фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я,
письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь
Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ,
СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение
слов, чтение стих-й
- Повторение: слог деление слов на слоги. Слова:
составление из букв, чтение и письмо. Предложение:
10

48

Май

49
50
51
52

составить по картинке и дописать пропущенное слово.
Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы:
дописать в слове пропущенные буквы. Составить
предложение по картинке и написать слова.
Закрепление: алфавит, чтение стихотворений
Ребусы, загадки, чтение стих-й.
Повторение - закрепление.
Повторение - закрепление.

2.2. Условия реализации программы
Условия реализации Программы:
Дети в возрасте 5 - 6 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит
не более двенадцати человек. Набор детей носит свободный характер и
обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена для пстаршей группы и рассчитана на один год.
Периодичность занятий - два раза в неделю во вторую половину дня.
Длительность: старшая группа -25 минут. Начинаются с октября и
заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятиях: групповая.
Форма проведения занятий: комбинированная (индивидуальная и
групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Способы и формы работы с детьми
1. Артикуляционная / речевая гимнастика
2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
3. Новый материал:
• звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место
звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ
звуков
• буква, её образ и графическое написание
• составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
• составление слов из слогов, деление на части, постановка
ударения
• дидактические игры и упражнения, направленные на освоение
нового материал, активизацию словаря и разнообразных
грамматических форм языка.
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в
слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать,
самоконтроль и самооценка.

и

Способы и направления поддержки детской инициативы
Технология проведения;
Основной материал изучения -- слова и предложения, тексты, которые дети
к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые
задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями.
Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим
миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.).
Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит
с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок,
стихотворений, рассказов Ушинского К., Л. Толстого. В каждое занятие
включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки
руки ребёнка к письму.
Основные применяемые технологии:
• Здоровьесберегающие
технологии
Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают
всю систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте.
Динамичные
физкультминутки,
музыкально-ритмические
паузы,
специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех
занятиях. Смена видов деятельности так же снижает утомляемость
ребёнка. Большое значение имеет психологический климат на занятии,
которые создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона.
В соответствии с требованиями СанПина кабинет для занятий
ежедневно проветривается во время перерывов между занятиями, между
сменами и в конце дня. Сквозное проветривание помещений в
присутствии детей не допускается.
• Личностно-ориентированное обучение предполагает
максимальное
развитие
индивидуальных
познавательных
способностей детей, способствует пробуждению интереса детей к
знаниям. На занятии для малышей создаётся спокойная,
благоприятная обстановка, детям даются посильные задания,
используется богатый дидактический материал, подбадривание и
положительная оценка способствует сохранению позитивной
самооценки детей.
• Игровые
технологии обладают
средствами,
активизирующими деятельность детей. В 5 - 6-летнем возрасте
преобладающим видом деятельности детей является игра. Именно
игра помогает детям ощутить себя в реальной ситуации. Именно
в игре развиваются творческие способности личности. Во все
занятия включены всевозможные игры по развитию речи,
занимательные
упражнения,
фонетические,
лексические,
грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто
12

вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные
моменты, так нравящиеся детям.
• Компьютерные
(новые
информационные)
технологии
Компьютер предоставляет широкие возможности применения
наглядности,
проведения
дидактических
игр,
использование
интерактивной установки позволяет развивать мышление детей, их
творческую активность.
•
Технология
деятельностного
подхода
— это
организация учебного процесса, в котором главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени
самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
-наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть,
научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно
нужно выяснить, освоить);
-выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
-выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего
осознанно применять приобретённые знания;
-формирование у учащихся умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;
-включение содержания обучения в контекст решения значимых
жизненных задач.
Структура организованной образовательной деятельности детей:
Работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть,
иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные
упражнения, упражнения для развития моторики. Программа предполагает
обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя
овладевать задачами дошкольного обучения.
Содержание психолого - педагогической работы по развитию звуко буквенного анализа
Образовательная облсть «Речевое развитие»
Развитие речи .
• Расширять знания и представления детей об окружающем мире;
• учить проводить фонетический разбор слова;
• закреплять умение соотносить звук и букву;
• учить читать слова, стихотворения, тексты;
• формировать умение понимать прочитанный текст;
• развивать интерес и способность к чтению;
• учить разгадывать ребусы, кроссворды;
• учить писать слова, предложения печатными буквами;
13

• познакомить с тетрадью в клетку, научить способам работы в ней с
целью подготовки руки ребенка к письму;
• способствовать развитию логического мышления;
• формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно;
• формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
2.3 Формы контроля
Формы подведение итогов:
• Дидактические игры
• Инсценировки
• Конкурсы
• Выставка
• Проверка навыков чтения
• Конкурс чтецов
• Тестирование
• Практические работы
Для проведения занятий используются наглядные пособия и
рабочие тетради, развивающие игры, средства технического
обеспечения .
Открытые мероприятия для родителей, конкурс чтецов.
2.4 Оценочные материалы
Механизм отслеживания результативности, качества дополнительной
общеразвивающей программы
Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на
развитие учащихся используются различные
виды контроля. Контроль
несёт проверочную, обучающую, воспитательную, организующую и
коррекционную функции и делится на:
• Входной контроль проходит в начале октября
• Промежуточный контроль проходит по окончании 1 полугодия
• Итоговый мониторинг проходит в мае
• По итогам прохождения отдельных разделов и тем
проводится текущий контроль знаний.
Уровни усвоения программы
Диагностика проводится в рабочей тетради «Развитие звуко-буквенного
анализа у детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Москва. Издательство «Ювента»
2016 г.
Диагностические • задания, которые будут предложены
ребёнку,
представлены пятью разделами. Они расположены в определённой системе и
составляют основу обучения по программе «От звука к букве».
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы,
выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология.
14

2.5 Методическое обеспечение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
2.6 Список литературы
Для педагогов:
1. Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение
дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА ,
2010 г.
2. Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей
5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
3. У.М.Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ.
Москва: Творческий центр, 2010 г.
4. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада.
Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение
грамоте. Автор - составитель А.В. Аджи. Воронеж : ТЦ «Учитель»,
2009 г.
5. Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
Москва : Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
6. Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей
5-7 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
Для детей:
7. Е.В.Колесникова «Прописи для дошкольников 5-7 лет». Москва:
Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».